Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Когда
же в конце концов христианство полностью отрезает римскую культуру от ее
сакральной основы, она вскорости увядает.
172 Глава XI
Примечательным свидетельством стойкости игрового фактора в римской Античности
является наглядное применение принципа ludi на гип-подроме Византия. Даже будучи
оторвано от своих культовых оснований, конное ристалище остается очагом
общественной жизни. Народные страсти, некогда насыщавшиеся кровавыми битвами
людей и зверей, теперь вынуждены удовлетворяться скачками. Едва ли они
представляли собой нечто большее, чем праздничное увеселение, не имеющее
никакого отношения к святости, и тем не менее они были в состоянии привлечь в
свой круг все общественные интересы. Цирк в самом буквальном смысле стал ареной
не только для конного спорта, но для политических и даже отчасти для религиозных
столкновений. Скаковые общества, названные по четырем цветам возничих, не только
устраивали соревнования, но были также признанными общественными организациями.
Отдельные партии назывались демосами, лидеры их -- демар-хами. Если полководец
празднует победу, гипподром отводится для триумфа; император показывается здесь
народу, иногда здесь же вершится и правосудие8*. С архаическим единством игры и
священнодействия, в котором вырастали формы культуры, это позднейшее смешение
праздничного развлечения и публичности имеет не много общего. Это было
постлюдией, эпилогом.
Об игровом элементе средневековой культуры я, хотя и не специально, уже
распространялся в другом месте настолько подробно3, что здесь хотелось бы
ограничиться лишь немногим. Средневековый мир полон игры, резвой, необузданной
народной игры, полон языческими элементами, которые, утратив сакральное
значение, преобразились в чисто шуточные обряды, в помпезные и величественные
рыцарские игры, утонченную игру куртуазной любви и великое множество иных форм.
В большинстве случаев, однако, прямая культуросозидающая функция всем этим
игровым формам уже не свойственна. Ибо крупные формы в культуре: поэзию и
обряды, философствование и науку, политику и ведение войн -- эта эпоха уже
унаследовала из своего античного прошлого. Эти формы были закреплены.
Средневековая культура более не была архаической. Она должна была большею частью
заново перерабатывать унаследованный материал -- христианский или классический
по своему содержанию. Только там, где она не была привязана к античным корням,
где она не находилась под церковным или греко-римским влиянием, творческое
воздействие игрового фактора еще могло иметь место. И это было возможно там, где
средневековая цивилизация произрастала из кельто-германского или из своего еще
более древнего прошлого. Так обстояло дело с происхождением рыцарства и отчасти
феодальных форм вообще. В посвящении в рыцари, вступлении во владение леном, в
турнирах, геральдике, рыцарских орденах и обетах, то есть во всех тех вещах,
которые, хотя в них и сказываются античные влияния, прямо соприкасаются с
глубокой архаикой, игровой фактор сохраняет полную силу и существенные
творческие возможности. Но и помимо этого, в правосудии и судопроизводстве, с их
содержательной образностью и
173 Homo ludens

странными формальными действиями (например, процессами над животными), в
правилах относительно гильдий, в мире школы настроение игры ловко берет верх над
средневековым духом.
Бросим далее взгляд на эпоху Ренессанса и Гуманизма. Если когда-либо
сознательная и обособленная элита стремилась воспринимать жизнь как игру в
воображаемое совершенство, то это был круги, затронутые Ренессансом. Еще раз
напомним, что игра не исключает серьезности. Дух Ренессанса был далек от
фривольности. Следовать Древности было для него святою серьезностью. Преданность
идеалу пластического творчества и интеллектуальной пытливости отличалась
небывалым неистовством, была глубокой и чистой. Более серьезных фигур, чем
Леонардо и Микеланджело, нельзя и представить. И все же духовная атмосфера
Ренессанса -- это атмосфера игры. Такая одновременно утонченная и при этом
свежая и сильная устремленность к прекрасной и благородной форме -- не что иное,
как игровая культура. Все великолепие Ренессанса -- это радостное и
торжественное облачение в наряды порождаемого фантазией идеального прошлого.
Мифологические персонажи или основанные на далеких заимствованиях и отягощенные
сведениями из астрологии и истории аллегории и эмблемы, все это -- фигуры на
шахматной доске. Декоративная фантазия в строительном искусстве и графике играет
использованием классических мотивов гораздо более сознательно, чем средневековый
миниатюрист, иллюстрировавший манускрипты, своими хитрыми выдумками. Ренессанс
пробуждает два в высшей степени игровых вида образного воплощения жизни --
пастораль и рыцарство -- к новой жизни, а именно к жизни в литературе и
празднике.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153