Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Гране, разрабатывая эту тему в отношении
Древнего Китая на основании любовных песен из Шицзина13 10*, уже указывал на
подобные празднества в Тонкине, Тибете и Японии. Что касается Аннама11*, где эти
обычаи процветали вплоть до недавнего времени, все это превосходно описано в
одной парижской диссертации14. Здесь мы попадаем в самую сердцевину сферы
подлинных игр. Поочередное пение, игра в мяч, ухаживание, jeux d'esprit
[острословие], загадки -- все здесь внутренне взаимосвязанно в форме живого
соревнования между двумя полами. Сами песни суть типичные порожденья игры, с
неизменными правилами, варьируемыми повторами, вопросами и ответами. Прочитать
эту работу Нгуэна можно посоветовать всякому, кто желает получить убедительные
иллюстрации о связи игры и культуры.
Все эти формы состязания снова и снова выдают связь с культом, ибо в отношении
их постоянно сохраняется убеждение, что они полез-
68
Глава III
ны и необходимы для доброго следования времен года, созревания урожая,
счастливого завершения всего годового цикла.
Если исход состязания как таковой, то есть как достижение успеха, влияет на ход
вещей в природе, то это следует понимать таким образом, что весьма мало значит,
какой именно вид борьбы приводит к нужному результату. Победа в борьбе сама по
себе подстегивает ход вещей. Победа репрезентирует, то есть реализует для
победителей торжество добрых сил над злом и благо для группы, которая все это
свершает. Отсюда следует, что, подобно игровым состязаниям в силе, ловкости или
хитрости, чисто азартные игры также могут иметь сакральное значение, то есть
означать и определять божественные свершения. Можно пойти еще дальше. Понятия
шанса и судьбы в человеческом сознании лежат особенно близко к сфере священного.
Современный человек, который хочет представить себе эти духовные взаимосвязи,
должен вспомнить о тех нелепых прогнозах в нашей повседневной жизни, которые
памятны нам с детских лет и на которые порой попадаются вполне уравновешенные и
совершенно не склонные к предрассудкам люди, даже если они и не придают им
никакого значения. В качестве примера из литературы я сошлюсь на Воскресение
Толстого, где один из судей, входя в зал заседаний, загадывает, что если он
пройдет до своего кресла четное число шагов, то желудочных колик у него сегодня
не будет12*.
Игра в кости составляет часть религиозного обихода некоторых народов15.
Существует связь между двучленной структурой общества, разделенного на фратрии,
и двумя цветами игровой доски или игральных костей. В древнеиндийском слове
dyutam значения борьбы и игры в кости переходят одно в другое. Любопытные
отношения связывают представления об игральной кости и стреле16. Даже мир в
целом мыслится как некая игра в кости, в которую играет Шива со своею супругой.
Каждое из времен года, rtu, представлено одним из шестерых мужчин, играющих в
кости из золота и серебра17. Игру богов за игральной доскою знает и германская
мифология. Когда в мире утвердился порядок, боги сошлись для игры в кости, а
когда мир после своего заката возродится заново, вернувшие себе молодость асы
вновь разыщут золотую игральную доску, которой они прежде владели18 13*.
В только что упомянутом исследовании Хелдом сделаны этнологические выводы из
того факта, что главное действие Махабхараты разворачивается вокруг игры в
кости, которой заняты царь Юдхиштхира и кау-равы. Особый интерес представляет
для нас место игры. Это может быть простой круг, dyutamandalam, имеющий, однако,
уже сам по себе магическое значение. Он тщательно очерчивается, со всяческими
предосторожностями против обмана. Игроки не могут покидать круг, пока не
выполнят всех своих обязательств19. Нередко, однако, перед началом игры
специально возводится временная палата, где вся почва священна. Целая глава
Махабхараты посвящается возведению этой палаты игры -- sabha -- для поединка
сыновей Панду со своими соперниками.
69
Homo ludens
Азартная игра имеет таким образом и свою серьезную сторону; она входит в культ,
и Тацит совершенно неправомерно удивлялся тому, что для германцев метание костей
было вполне трезвым и серьезным занятием. Однако же когда Хелд из сакрального
значения игры в кости делает вывод, что примитивные игры поэтому нельзя считать
играми в полном смысле слова20, я склонен со всей определенностью возражать
против этого. Скорее наоборот: именно их место в культе следует объяснять их
чисто игровым характером.
Агональную основу культурной жизни архаических обществ ничто не высвечивает с
такой ясностью, как описание обычая индейских племен Британской Колумбии,
известного в этнологии под названием по-тлaтч21. В самой типичной форме,
особенно по его описанию у племени квакиутль, потлатч представляет собой
большой, торжественный праздник, на котором одна из двух групп с чрезвычайной
пышностью и всевозможными церемониями раздаривает самые щедрые дары другой
группе, не преследуя никакой иной цели, кроме как доказать этим свое
превосходство.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153