Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

И
хотя фантастическая мода еще безумствует у "Incroyables"25*, еще изощряется в
военных мундирах наполеоновского времени (броских, романтичных и непрактичных),
с демонстрацией публично разыгрываемой знатности уже покончено. Мужской костюм
делается все бесцветней и все бесформенней, он все меньше подвергается
изменениям. Знатный господин былых времен, пышным нарядом выставлявший напоказ
свой вес и достоинство, становится человеком серьезным. В своем нынешнем платье
он больше не играет героя. Надевая цилиндр, он водружает себе на голову символ и
венец серьезного отношения к жизни. Только в незначительных вариациях и
преувеличениях, таких, как узкие брюки в обтяжку, лента вместо галстука, жесткий
крахмальный воротничок, еще заявляет о себе в первой половине XIX в. игровой
фактор в мужской одежде. Вслед за этим исчезают и последние элементы
декоративности, оставив слабые следы лишь в парадном костюме. Более светлые,
пестрые цвета исчезают, сукно уступает место грубым тканям, поставляемым из
Шотландии, фрак для особо торжественных случаев, а также для официантов
становится последним звеном длившейся века эволюции, основное место отныне
отводится пиджаку. Изменения в мужской моде, если не считать спортивного
костюма, становятся все незначительнее. Костюм 1890 г. сегодня только опытному
глазу мог бы показаться нелепым.
Не следует недооценивать этот процесс нивелирования и застоя в мужском костюме
как явление культуры. Все духовные и общественные перемены со времени
французской революции нашли в нем свое отражение.
Само собой разумеется, что женское платье, точнее дамский костюм, ибо здесь речь
должна идти об элите, которая "представляет" культуру, не претерпевает
воздействия оскудения и невыразительности мужской моды. фактор красоты и функция
сексуальной приманки настолько превалируют в женском наряде (у животных --
наоборот), что делают эволюцию последнего проблемой совершенно иного рода. Если
сам по себе факт, что развитие дамского костюма с конца XVIII в. движется в
184
Глава XI
направлении, отличном от мужской моды, и не кажется странным, то здесь
примечательно следующее. Вопреки всем сатирам и бутадам в манере Kostlijck
Mal26*, в словах или образах, женское платье со времен раннего Средневековья
претерпело гораздо меньше изменений в форме и пережило меньше эксцессов, чем
мужское. Это становится очевидным, если вспомнить, например, период 1500--1700
гг.: резкие и непрерывные изменения в мужском костюме и значительная степень
постоянства в женском. До известных пределов это вполне естественно: основные
черты женского туалета -- длинная до ног юбка и лиф -- допускали, в соответствии
с более строгими ограничениями со стороны нравов и декорума, намного меньше
вариаций, чем мужская одежда. Лишь к концу XVIII в. женский костюм вступает в
игру. В то время как под влиянием Рококо вырастают высокие, похожие на башню
прически, Романтизм процветает в полунеглиже с томным взором, распущенными
волосами и руками, обнаженными до плеч (что вошло в моду намного позже, чем
декольте, появившееся уже в Средневековье). Начиная с Merveilleuses периода
Директории27* дамский костюм в изменчивости и преувеличениях оставляет мужской
далеко позади. Излишества вроде кринолина (около 1860 г.) и турнюра (1880 г.)
едва ли можно было увидеть в женской одежде предыдущих столетий. И только на
пороге XX в. зарождается в высшей степени знаменательное движение в моде,
которое возвращает женское платье к большей простоте и естественности в
сравнении со всем тем, что было известно начиная с 1300 г.
Подводя итог, о XIX в. можно свидетельствовать, что почти во всех явлениях
культуры игровой фактор заметно отступает здесь на второй план. Как духовная,
так и материальная организация общества были препятствием для сколько-нибудь
явного воздействия этого фактора. Общество стало чересчур уж сознательно
воспринимать свои стремления и интересы. Оно полагало, что уже выросло из своих
детских одежд. Оно старалось воплотить в жизнь научные замыслы по достижению
собственного земного благополучия. Идеалы труда, всеобщего образования и
демократии едва ли оставляли место вечному началу игры.
И вот перед нами встает заключительный вопрос наших исследований. Что означает
фактор игры в современной культурной жизни?



XII
ИГРОВОЙ ЭЛЕМЕНТ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Нам не хотелось бы тратить время на решение вопроса, что именно следует понимать
под "современным". Само собой разумеется, что время, о котором мы говорим,
всегда представляет собою уже некое историческое прошлое -- прошлое,
распадающееся на куски позади нас, по мере того как мы уходим от него все дальше
и дальше. События, которые в сознании более молодых обозначают существовавшее
"раньше", для более пожилых произошли еще в "наше время" -- не потому, что они
лично их помнят, но потому, что эти события входят составной частью в их
собственную культуру.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153