Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Германским gelp, gelpan в старофранцузском соответствуют gab, gaber,
неясные по происхождению. Gab означает шутку, насмешку, издевку, особенно как
преддверие вооруженного столкновения, но не исключается и во время застолья.
Gaber -- это подлинное искусство. Карл Великий и дюжина его пэров после трапезы
у императора Константинополя отправляются каждый на свое ложе в отведенном для
них покое, где, по слову своего господина, и начинают gaber, прежде чем отойти
ко сну. Пример подает сам король, потом приходит черед Роланду, который охотно
включается в состязание. "Пусть король Гюго, - говорит он, - даст мне свой рог,
и выйду тогда я за городскую стену и задую с такою силой, что тотчас же врата
все с петель сорвутся. А ежели и король сам ко мне подступит, так заверчу его,
что лишится он своей горностаевой мантии, а усы его вспыхнут"56 31*.
Стихотворная хроника Жоффруа Гэмара времен английского короля Вильгельма Рыжего
изображает его незадолго до рокового выстрела из лука в Нью-Форесте, стоившего
ему жизни, вовлеченным в хвастливый спор с Уолтером Тирелом, который станет его
убийцей57 32*. Насколько можно судить, эта условная форма поношения и
бахвальства позже, при проведении турниров, стала обязанностью герольдов. Они
славят бранные подвиги участников турнира от своей партии, восхваляют их
предков, порою осыпают насмешками дам и в ответ сами испытывают презрение как
бродяги и горлопаны58. В XVI в. gaber еще существует как групповая игра, каковою
она в основе своей всегда и являлась. Герцог Анжуйский, как полагают, нашел
упоминание об этой игре в Амадисе Галльском и решил поиграть в нее со своими
придворными. Бюсси д'Амбуаз по необходимости принуждает себя выслушать герцога.
Точно так же, как в перебранке Локи в палате Эгира, правило гласит, что все
участники здесь должны быть равны и ни одно слово не должно быть воспринято как
обида. Тем не менее игра становится поводом для низкой интриги, с помощью
которой герцог Анжуйский подталкивает своего противника к гибели59 33*.
Идея состязания как важнейшего элемента общественной жизни издавна неотделима от
нашего представления о культуре Эллады. Задолго до того, как социология и
этнология стали уделять внимание необычайному значению агонального фактора
вообще, само слово агональный было образовано Якобом Буркхардтом, а понятие это
описано им в качестве одного из характерных признаков греческой культуры.
Бурк-хардт, однако, не ведал общей социологической основы этого явления. Он
полагал, что его следует принимать как специфически эллинскую черту и что
воздействие его исчерпывается определенным периодом ис-
80
Глава /Я
тории греческой культуры. В развитии эллина как типа, по Буркхардту, за
человеком героическим следует "der koloniale und agonale Mensch" ["человек
колониальный и агональный"], за которым в свою очередь -- человек V, а затем и
IV в. вплоть до Александра и, наконец, человека эллинистического60. Колониальный
и агональный период, по его мнению, охватывает, таким образом, именно VI в. до
Р. X.34*. Эти представления Буркхардта находили последователей и в самое
недавнее время61. Буркхардт "das Agonale" ["агональное"] называл "Triebkraft,
die kein an-deres Volk kennt" ["движущей силой, не известной никакому другому
народу"]62. Внушительный труд, возникший первоначально в виде лекционного курса
и вышедший затем уже после смерти автора под названием Griechische
Kulturgeschichte [История греческой культуры], относится к восьмидесятым годам,
когда еще никакая общая социология не обрабатывала этнографических данных, да и
сами они были известны весьма неполно. Кажется странным, что Эренберг еще совсем
недавно способен был принять эту точку зрения. Он также считает принцип
атональности специфически греческим. "Dem Orient blieb es fremd und feindlich"
["Востоку оставался он чужд и враждебен"]; "vergeblich wird man in der Bibel
nach agonalem Kampfe suchen" ["напрасно было бы искать в Библии примеры
агональной борьбы"]63. На предыдущих страницах уже достаточно часто упоминалось
в этой связи о Дальнем Востоке, об Индии Махабхараты, о мире первобытных
народов, чтобы все .еще нужно было опровергать суждения, подобные этому. Одно из
самых ярких доказательств связи игры с агональной борьбой мы. обнаружили именно
в Ветхом Завете64. Буркхардт признавал, что состязания встречаются также у
варваров и у первобытных народов, но не придавал этому большого значения65.
Эренберг идет в этом отношении еще дальше: правда, он называет агональное "eine
allgemeine menschliche Eigen-schaft, als solche aber historisch uninteressant
und bedeutungslos" ["общечеловеческим свойством, но именно как таковое
исторически неинтересным и лишенным значения"]! Состязание ради священной или
магической цели он вообще не рассматривает и выступает против "folklo-ristische"
["фольклористского"] обращения с данными эллинской куль-туры66. Побуждение к
состязанию, по Эренбергу, "kaum irgendwo sozial und uberpersonlich bestimmende
Kraft geworden"67 ["едва ли где-нибудь стало социально и сверхличностно
определяющей силой"].

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153