Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.
Скачать 312.73 Кбайт Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.
13 Cratylus, 386d. 14 Euthydemos, 278b, 283b. 15 Sophistes, 235a. 16 Parmenides, 137b. 17 142b, 155e,165e. 18 См.: Prantl. I. S. 9. 19 Poetica, 1447b. 20 Reicfi. Der Mimus. S. 354. 21 Sophistes, 242c, d; ср.: Cratylus, 440. 22 Cratylus, 406с. 23 Ibid., 384b. 24 Ibid., 409d. 25 Parmenides, 128e. 26 Gorgias, 484с. Ср.: Menexenus (Bude, p.52). 27 Prantl. Loc. cit. P. 494. 28 Gorgias, 483a-484d. 29 См.: Mieville H. L. Nietzsche et la Volonte de puissance. Losanne, 1934; Andler Charles. Nietzsche, sa vie et sa pensee. T. I. P. 141; III. P. 162. 30 De doctrina Christiana. II. 31. 31 При переводе с латинского острота выражения определенно теряется, ибо comua non perdidisti подразумевает не терял своих рогов. 32 Richter. Historia. II. IV. III. С. 55-65. 33 Оба термина следует понимать в их средневековом значении. 34 Sint Victor Hugo van. Didascalia // Migne. T. 176, 173 d., 803; De vanitate mundi / Ibid. 709; Salisbury Job. van. Metalogicus, I, c. 3; Policraticus, V, c. 15. 35 Abaelard. Opera, I. p. 7, 9, 19; II, р. 3. 213 Примечания 36 Loc. cit., I, p. 4. 37 Сообщение покойного проф. К. Снаук Хюргронье (С. Snouck Hurgronje). 38 Alien. Opus epist. Erasmi, t. VI, No 1581, 621 sq., 15Juni 1525. X 1 Leges, II, 653. 2 Ibid., II, 667d, e. 3 Politica, VIII, 4, 1339a. 4 Ibid., 1337b, 28. 5 6 7 Politica, 1339a, 29. 8 Ibid., 1339b, 35. 9 Plato. Leges, II, 668. 10 Anstoteles. Politica, VIII, 1340а. 11 RespubL, X, 602b. 12 13 Я видел газетное сообщение о международном конкурсе, впервые состоявшемся в 1937 г. в Париже, на соискание учрежденной покойным сенатором Анри де Жувенелем премии за лучшее исполнение Шестого фортепианного ноктюрна Габриеля Форе. 14 Schiller. Uber die asthetische Erziehung des Menschen. Vierzehnter Brief. 15 The Story of Ahikar // Ed. by P. C. Conybear etc. Cambridge, 1913. P. LXXXIX, 20-21. 16 Granet. Civilisation. P. 229, 235-239. 17 Ehrenberg. Ost und West. S. 76. 18 Album de Vfflard de Honnecourt // Ed. Н. Omont. PI. XXIX. Fol. 15; id. Pol. IX. XI 1 См. выше, с. 135 и далее. 2 По Ростовцеву: Rostowtzeff. Social and Economic History of the Roman Empire. 3 Herfsttij der Middeleeuwen (Verz. Werken, II) - [Осень Средневековья, т. I настоящего издания]. 4 Я. Ван Леннеп еще хорошо помнит обычаи старшего поколения, когда заставляет своего Фердинанда Хейка надеть парик лишь по возвращении из долгого плавания1*. 5 О парике как символе правосудия в Англии см. выше, с. 86. 6 Согласно учению Руссо и многих других. 7 См. выше, с. 41 и далее. 8 Даже у женщин входят в моду спутанные волосы: см., например, скульптурный портрет Луизы, королевы Пруссии, работы Шадова2*. XII 1 In de Schaduwen van morgen1 [В тени завтрашнего дня]. Р. 159- 174 (Verz. Werken. VII). 214 Примечания 2 Ср., например, в: Herfstty der Middeleeuwen, hoofdstuk XVII: De Denkvormen in bet praktische leven (Veiz. Werken. III. P. 279 ff.) - [Осень Средневековья, т. I настоящего издания, гл. XVII: формы мышления в практической жизни, с. 228-246]. 3 Террорист Бернар (Адриан Антуан) де Сент заменил свое второе и третье имя, воспользовавшись атрибутами двух этих святых - киркой (pioche) и подковой (for), - как это уже было сделано в революционном календаре со св. Адрианом и св. Антонием, на Пьошефер1*. 4 См.: Over de grenzen van spel en emst in de cultuur. P. 25 (Verz. Werken. V. P. 24); In de schaduwen van morgen (Verz. Werken. VII). 5 Over de grenzen van spel en emst in de cultuur (Verz. Werken. V. P. 3 sq.). 6 Oudendijk J. K. Een cultuurhistorische vergelijking tusschen de Fransche en de Engelsche parlementaire redevoering. Utrecht, 1937. 7 См.: In de schaduwen van morgen. P. 104-- 113 (Verz. Werken. VII). 8 Sctimitt Carl. Der Begriff des Politischen. 3e Ausg. Hamburg, 1933 (le Ausg. 1927). 9 Fragm. 70. 10 См. выше, с. 37. 11 Leges, 803, 804; ср. также: 685. Слова Платона, неоднократно подхваченные другими, приобрели мрачный оттенок у Лютера: "Alle Creaturen sind Gottes Larven und Mummereien" ["Все твари суть личины и маски Господа"]. Erianger Ausg. XI. S. 115. 12 Притч. 8, 30-31. КОММЕНТАРИИ HOMO LUDENS При подготовке комментария были использованы примечания В. В. Ошиса (Хейзинга Й. Homo ludens. М.: Прогресс-Академия, 1992), которому комментатор приносит искреннюю благодарность. Предисловие -- введение 1* Речь идет о XVIII в., эпохе Просвещения. Присущая этой эпохе безграничная вера в человеческий разум основывалась на том, что законы природы, законы общественного развития и законы разума считались идентичными и одинаковыми во все времена и у всех народов. Для познания мира, для правильной организации человеческого общества полагалось достаточным, в сущности, познать законы собственного мышления и действовать в соответствии с ними. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
| ||
|