Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Язык блэкфут
использует, как уже отмечалось ранее, одно и то же слово koani и для детской
игры вообще, и для недозволенных любовных действий. По зрелом размышлении
становится ясно, что как раз об эротическом значении слова spelen, сколь широко
оно ни распространилось бы и ни казалось всем очевидным, следует говорить как о
типичной и сознательной метафоре.
Полнота значения слова в языке определяется в том числе через слово, выражающее
его противоположность. По нашему разумению, игре противостоит серьезность, а
также, в особых случаях, труд, тогда как серьезному могут противостоять также
шутка или забава. Взаимодополняющее противопоставление игра -- серьезность не во
всех языках выражено настолько полно двумя основными словами, как в германских,
где с ernst [серьезностью] в верхненемецком, нижненемецком9* и английском
совершенно совпадает по значению и употреблению скандинавское alvara. Так же
определенно выражено противопоставление в греческих avov8r\ -- пайдиа. Другие
языки способны противопоставить слову игра прилагательное, но никогда или с
трудом -- существительное. Это означает, что абстрагирование этого понятия в них
не получило своего завершения. В латинском, например, есть прилагательное
serius, но нет относящегося к нему существительного. Gravis, gravitas могут
означать серьезный, серьезность, но это не есть их специфическое значение.
Романские языки вынуждены обходиться производным от прилагательного: в
итальянском -- это serieta, в испанском -- seriedad. Французский крайне неохотно
субстантивирует это понятие:
seriosite как слово не слишком жизнеспособно.
Семантически исходным пунктом для атгоибт^ является значение рвение, спешка, для
serius -- пожалуй, тяжелый, с каковым словом оно считается родственным.
Германское слово создает большие трудности. Основным значением слов ernest,
ernust, eornost обычно считают борьбу. В самом деле, emest в ряде случаев
действительно может означать борьбу. Есть, однако, сомнение, действительно ли
древненорвежское orrusta -- praelium [сражение] и древнеанглийское ornest --
поединок, pledge, залог, вызов на поединок, в более позднем английском формально
совпадающие с earnest, -- действительно ли эти слова, сколь хорошо все их
значения, ни связывались бы воедино, этимологически покоятся на той же основе,
что и eomost.
58
Глава II
Вообще говоря, можно, наверное, сделать вывод, что слова, обозначающие
серьезность, -- в греческом, германском или других языках, -- представляют собой
некую вторичную попытку языка выразить противоположное игре понятие не-игры.
Выражение этого находили в сфере значений рвение, усилие, старание, хотя все они
сами по себе могли иметь отношение и к игре. Появление термина emst
[серьезность] означает, что понятие игра было вполне осознано как
самостоятельная всеобщая категория. Оттого-то именно германские языки, в которых
понятие игры тяготело с особенной широтой и определенностью к закреплению в виде
концепции, столь настойчиво выдвигали и противоположное по смыслу понятие.
Если теперь, отвлекаясь от чисто языковых вопросов, пристальнее всмотреться в
эту пару понятий игра -- серьезность, два ее элемента окажутся неравноценными.
Игра здесь носит позитивный оттенок, серьезность же -- негативный. Смысловое
содержание серьезного определяется и исчерпывается отрицанием игры. серьезное --
это не-игра, и ничего более. Смысловое содержание игры, напротив, ни в коей мере
не описывается через понятие несерьезного и им не исчерпывается. Игра есть нечто
своеобразное. Понятие игры как таковой -- более высокого порядка, нежели понятие
серьезного. Ибо серьезность стремится исключить игру, игра же с легкостью
включает в себя серьезность.
Возобновляя, таким образом, в своей памяти все уже сказанное о крайне
самостоятельном, поистине первозданном понятии игры, мы можем перейти к
рассмотрению игрового элемента культуры как исторического явления.



III
ИГРА И СОСТЯЗАНИЕ КАК КУЛЬТУРОСОЗИДАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ
Говоря об игровом элементе культуры, мы не имеем намерения утверждать, что среди
различных видов культурной деятельности игры занимают особо важное место или что
культура в ходе эволюции появилась на свет из игры, и именно таким образом, что
то, что первоначально было игрою, позже стало чем-то, что игрою уже не являлось
и могло по праву называться культурой. Изложение, которое будет развернуто в
нижеследующих рассуждениях, таково: культура возникает в форме игры, культура
изначально разыгрывается. И даже те виды деятельности, которые прямо направлены
на удовлетворение жизненных потребностей, как, скажем, охота, в архаическом
обществе стремятся найти для себя форму игры. Общинная жизнь облекается в
покровы надбиологи-ческих форм, -- которые придают ей высшую ценность, -- через
игру. В этих играх общество выражает свое истолкование жизни и мира. Все это не
следует понимать так, что игра становится, оборачивается культурой, но скорее
так, что культура в ее изначальных фазах имеет характер игры, осуществляется в
формах игры и проникнута ее настроением.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153