Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Вся эта
церемония, по описанию Блэкстоуна, имела "a near resemblance to certain rural
athletic diversions"12 ["близкое сходство с некоторыми сельскими атлетическими
забавами"].
Если явный элемент игры присущ судебному поединку, так же как и
полностью фиктивной дуэли властителей, то это справедливо и для обычной дуэли,
что хорошо известно некоторым европейским народам вплоть до нашего времени.
Поруганная честь мстит за себя, прибегая к дуэли. Оба понятия: поруганной чести
и необходимого отмщения, -- наряду с их неослабевающим психологическим и
социальным значением вообще, особенно свойственны архаической сфере культуры.
Чья-либо полноценность должна обнаруживаться публично, и если признанию ее
угрожает опасность, ее приходится подтверждать или завоевывать вновь, прибегая к
действиям, которые носят агональный характер. Признание личной чести не зависит
от того, основывается ли оно на справедливости, действительном положении вещей
или каких-либо иных этических принципах. Разыгрывается не более и не менее как
социальная значимость человека. Можно оставить без внимания вопрос, не коренится
ли дуэль именно в судебном поединке. В сущности, это все та же самая, вечная
борьба за престиж, который является изначальной ценностью и представляет собою и
власть, и право. Местью удовлетворяется чувство чести, каким бы извращенным,
преступным или болезненным оно ни было. Выше мы уже видели, что фигура Дике
иногда не вполне ясно отличима от Тихе, или фортуны. Так же точно в эллинской
иконографии она сливается воедино с Немезидой, богиней мести13 12*. Дуэль выдает
свою фундаментальную идентичность с судебным решением также и тем, что, подобно
судебному поединку, она не накладывает долга кровной мести на кровных родичей
того, кто лишается жизни в ходе дуэли, при условии, что дуэль была проведена по
всей форме.
Во времена, сохраняющие отпечаток прочных аристократических и военных традиций,
дуэль может принимать чрезвычайно кровавые формы, когда и первые действующие
лица, и секунданты, разбившись на группы, вступали друг с другом в рыцарский
поединок на пистолетах. Это было принято в XVI в. во Франции. Незначительная
дворянская ссора перерастала в кровавую стычку между шестью или восемью
участниками. Честь обязывала секундантов также не уклоняться от этого. Монтень
рассказывает о такого рода дуэли между тремя миньонами Генриха III и тремя
придворными Гиза13*. Ришелье борется с этим обычаем14*, но и при Людовике XIV
дуэли уносят немало жертв. С другой стороны, вполне в соответствии с сакральным
характером, присущим и
99
Homo ludens
обычной дуэли с самых ее истоков, схватка не нацелена на смертельный исход, и
одно уже пролитие крови считается достаточным для удовлетворения чести. Поэтому
современную французскую дуэль, продолжающуюся, как правило, не далее чем до
первого ранения, ни в коем случае не следует рассматривать как смехотворный
упадок некогда серьезных обычаев. Дуэль в своей сущности -- это ритуальная
игровая форма, это регламентация внезапно свершающегося убийства, вызванного
безудержным гневом. Место схватки -- это игровое пространство, равное оружие
должно быть тщательно сверено; подается знак к началу и к прекращению дуэли,
предписывается число выстрелов. Появления крови уже самого по себе достаточно
для выполнения требования, чтобы поруганная честь была отомщена кровью.
Агональный элемент в настоящей войне не поддается точному взвешиванию. В ранних
фазах культуры в стычках между племенами и отдельными группами состязательный
элемент, пожалуй, еще не получил достаточного развития. Разбойничьи нападения,
убийство из-за угла, охота на людей существовали всегда -- от голода, от страха,
из-за религиозных представлений и жажды крови. Понятие же войны возникает,
собственно, лишь тогда, когда особое, приподнятое настроение охватывающей всех
враждебности делается отличным от распри между отдельными людьми, а до некоторой
степени и родовой ненависти. Такое различие помещает войну не только в
сакральную, но одновременно и в агональную сферу. Война тем самым возвышается до
святого дела, где все вместе могут помериться силами, испытывая свой жребий, --
короче говоря, она попадает в такую сферу, где право, жребий, престиж все еще
пребывают в неразрывном единстве. Тем самым она вступает немедленно в сферу
чести. Она делается священным установлением и как таковое облекается той
духовной и материальной орнаментикой, которой располагает данное племя. Это не
означает, что война ведется теперь по нормам кодекса чести и в формах
отправления культа. Грубая сила властвует в полной мере.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153