Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

В этом двуединстве игры и культуры игра
есть первичный, объективно воспринимаемый, конкретно установленный факт -- тогда
как, говоря о культуре, мы лишь квалифицируем то, что наше историческое суждение
привязывает к данному случаю. Этот подход вплотную примыкает к взглядам
Фробениуса, который в своей Kulturgeschichte Afnkas1 [Истории культуры Африки]
говорит о становлении культуры "als eines aus dem naturiichen "Sein"
aufgestiegenen "Spieles"" ["как "игры", восходящей из природного "бытия""].
Однако, по моему мнению, это соотношение игры и культуры понимается Фробениусом
чересчур уж мистически и описывается слишком расплывчато. Он пренебрегает
возможностью прямо указать пальцем на присутствие игрового элемента в явлениях
культуры.
В поступательном движении культуры первоначально принятое соотношение игры и
не-игры не остается неизменным. Игровой элемент, по мере победного шествия
культуры, в общем оказывается на заднем плане. Большей частью и в значительной
степени мы находим его ушедшим в сакральную сферу, кристаллизовавшимся в
учености и поэзии, в правосознании, в формах государственной жизни. Игровое
качество при этом обычно полностью исчезает в культурных явлениях. Во все
времена, однако, тяга к игре, в том числе и в формах той или иной высоко-
60
Глава III
развитой культуры, вновь давала о себе знать в полную силу, вовлекая и
отдельного человека, и массы в упоение грандиозной игры.
Кажется очевидным, что взаимосвязь игры и культуры нужно искать в первую очередь
в высших формах социальной игры, там, где она проходит в упорядоченных действиях
группы или сообщества, или двух групп, противостоящих друг другу. Игра в
одиночку плодотворна для культуры лишь в весьма ограниченной степени. Ранее мы
уже указывали на то, что все основные факторы игры, в том числе и совместной
игры, уже существовали в жизни животных. Это схватка, выставление себя напоказ,
вызов, щегольство, притворство, ограничительные правила. Вдвойне примечательно
при этом еще и то, что именно птицы, филогенетически столь далеко отстоящие от
человека, имеют так много с ним общего: тетерева исполняют танцевальные па,
вороны соревнуются в искусстве полета, беседковые1*, да и другие птицы имеют
обыкновение украшать свои гнезда, певчие птицы наполняют воздух мелодиями.
Состязание и представление, таким образом, не проистекают из культуры как
развлечение, а предшествуют ей.
Совместная игра носит большей частью антитетический характер. Чаще всего она
разыгрывается между двумя сторонами. Однако это нельзя считать обязательным.
Танец, шествие, представление прекрасно могут обходиться без этого.
Антитетическое само по себе вовсе не означает "состязательное", "агональное" или
"агонистическое". Антифонное пение, разделенный надвое хор, менуэт, партии или
голоса в музыкальном ансамбле, а также столь важные с точки зрения этнологии
игры, когда отнимают друг у друга некий трофей, -- все это примеры
антитетических игр, которые вовсе не должны быть полностью агональными, хотя
элемент соревнования там весьма часто присутствует. Нередко деятельность,
которая уже сама по себе означает законченную игру, например музыкальное или
сценическое представление, в свою очередь превращается в предмет состязания,
из-за того что процесс подготовки и исполнения протекает в соперничестве за
присуждаемую награду, -- подобно тому как это происходило с греческой драмой.
Среди общих признаков игры мы уже называли выше напряжение и неопределенность. В
игре всегда остается вопрос: повезет или нет? Уже в одиночной игре на смекалку,
отгадывание или удачу (пасьянс, головоломка, кроссворд, дьяболо2*) соблюдается
это условие. В антитетической игре агонального типа этот элемент напряжения,
удачи, неопределенности достигает своей наивысшей степени. Ради того чтобы
выиграть, действуют с такой страстностью, которая угрожает полностью свести на
нет всю легкость и беззаботность игры. Здесь, однако, выступает еще одно
существенное различие. В чисто азартных играх напряжение, охватывающее игроков,
лишь в незначительной степени разделяется зрителями. Сама по себе игра в кости
-- примечательный культурный объект, однако для культуры она остается вполне
бесплодной. Такие игры не сулят выигрыша ни в духовной сфере, ни в жизни. Совсем
иное дело, когда это спортивные игры, требующие сноровки, знания, смекалки,
61
Homo ludens
мужества или силы. По мере того как игра делается все "труднее", напряжение
зрителей возрастает. Уже шахматы приковывают внимание собравшихся наблюдателей,
хотя занятие это остается с точки зрения культуры бесплодным и при этом не
содержит никаких зримых признаков красоты. Но как только игра приносит с собой
красоту, культура тотчас же обнаруживает в игре ее ценность.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153