Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.


3* Хайда -- индейский народ на островах Королевы Шарлотты и острове Принца
Эдуарда близ юга тихоокеанского побережья Канады, южная ветвь тлинкитов (см.
примеч. 14* к гл. III). В настоящее время насчитывают 1 тыс. человек. Хайда --
оседлые рыболовы и охотники на морского зверя, у них к моменту первых контактов
с европейцами (англичанами и русскими) в середине XVIII в. существовало
значительное имущественное расслоение. Впрочем, этнологи середины XX в.
показали, что представления о собственности существуют у самых отсталых народов,
только собственностью они могут считать то, что люди европейской культуры
таковой не полагают, например, песни (песня, сочиненная тем или иным членом
племени, принадлежит исключительно сочинителю, может передаваться по наследству,
и другим соплеменникам исполнять ее категорически запрещено).
4* Проповедник и религиозный реформатор рубежа XII и XIII вв. св. Франциск
Ассизский положил начало так называемым нищенствующим орденам, члены которых,
кроме обета бедности (понимаемой как отсутствие личной собственности, что не
отменяло собственности коллективной, каковой считались земля, строения, одежда,
продукты, книги и т. д.), давали клятву соблюдать абсолютную нищету, не иметь ни
жилья, ни одежды, кроме одной рясы, ни обуви (отсюда иное название нищенствующих
монахов -- "босоногие братья"), не прикасаться к деньгам и жить в скитаниях,
добывая пищу (но только ее, а не деньги на пропитание) подаянием. Для св.
Франциска такая жизнь была подражанием евангельской бедности Христа и апостолов
и означала абсолютную свободу (если у человека нет ни семьи, ни дома, ни иму-
364
Homo ludens
щества, ему ни о чем, кроме Бога, заботиться не надо). В своих гимнах и
проповедях св. Франциск, совершенно в духе рыцарских поэтов-трубадуров, воспевал
Даму Бедность как возлюбленную.
5* Немецкий монах-доминиканец XIV в. Хайнрих Сузо принадлежал к течению так
называемой немецкой мистики, приверженцы которой выше всего ставили личный
контакт с Богом, эмоциональную преданность Ему. В стихах, в проповедях, в
повседневной жизни Сузо обращался к Деве Марии и к Софии Премудрости Божией (они
нередко сливаются у него в один образ) как к Прекрасной Даме, любимой женщине.
6* Алан Лилльский (иначе Алан де Инсулис, т. е. Алан с Острова) -- французский
схоласт, крупнейший богослов второй половины XII в. -- начала XIII в. Его
теологические трактаты и латинские поэмы написаны изощренным риторическим
языком, наполнены яркими образами, витийством, "плетением словес".
7* Св. Хильдегард Бингенская -- немецкая средневековая духовидица, пророчица,
известная также как выдающаяся врачевательница своего времени. Ее трактаты и
особенно стихи представляют собой записи экстатических видений; ей не хватало
слов, чтобы описать увиденное, она создавала неологизмы, заставляющие вспомнить
футуристов начала XX в., пыталась даже изобрести новый алфавит для передачи
ангельских речений.
8* Похищение локона (1714 г.) -- ироикомическая поэма английского поэта
Александра Поупа, пародирующая "высокий эпос".
9* В древнегреческой мифологии верховный бог Зевс прибегал к разным ухищрениям,
дабы овладеть земными женщинами. Дочь финикийского царя Агенора Европу он
похитил, превратившись в быка (в поздних вариантах мифа -- послав за ней быка).
Некоторые исследователи утверждают, что в первоначальной версии мифа Зевс и
сошелся с ней в образе быка, подобно тому, как он это сделал, только приняв вид
лебедя, по отношению к Леде, дочери спартанского царя Тиндарея. Большинство
специалистов по мифологии полагают, что превращение Зевса в животных для
соединения с земными женщинами есть отголосок тотемических воззрений, т. е.
присущих архаическим народам верованиям о происхождении от
первопредка-животного.
10* Чьявана -- легендарный индийский мудрец и аскет, персонаж Махабхараты.
Вишва-митра -- также великий легенадарный отшельник, советник царя Судасы
(исторический прототип не установлен); считался составителем одного из разделов
Ригведы. Тапас -- один из этапов индийской аскезы, умерщвление плоти,
вырабатывание нечувствительности тела; по индийским верованиям, аскет,
подчинивший себе тело и дух, овладевал космической силой и становился выше
богов.
11* Имеются в виду романские языки -- французский, итальянский, испанский и др.,
-- произошедшие от латыни. Лациум (совр. Лацио) -- область в Средней Италии с
центром в Риме.
12* Комос -- в Древней Греции веселая процессия ряженых на празднестве урожая и
сбора винограда, посвященном богу вина Дионису, обрядовое шествие с песнями,
плясками, высмеиванием друг друга и встречных. Филологи полагают, что комедия
выросла из таких празднеств, и само это слово первоначально означало "песнь
ко-моса".
13* Парабасис (парабаса) -- в древнегреческом театре прямое обращение хора к
зрителям, которое не связано с действием и представляет собой комментарий автора
к разыгранной пьесе, его суждения на злобу дня, выпады против политических
деятелей, нападки на литературных противников и т.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153