Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Характерно, что темы произведений, предложенные для конкурса,
берутся из общегреческого фонда мифов и сказаний: о споре Одиссея и Аякса
Теламонида за доспехи погибшего Ахилла (особый суд, состоявший из троянцев,
должен был определить, кто из греков, т. е. противников троянцев, более других
достоин владеть оружием погибшего героя, и присудил его Одиссею; Аякс обиделся
до такой степени, что даже после смерти отказался говорить со спустившимся в
царство мертвых Одиссеем) или об амазонках -- племени женщин-воительниц, с
которыми сражались многие герои греческого эпоса.
15* Акротерии -- скульптурные сооружения (статуи, изображения деревьев),
помещаемые по углам фронтона здания. Ника -- богиня победы в Древней Греции.
16* Слова "гильдия", "цех" происходят от англосакс, guild, нем. Zeche --
"пирушка". В Средние века совместная трапеза, пир представляли собой форму
социального общения. знак сплочения коллектива, равенства его членов. Например,
переход из подмастерьев в полноправные мастера был возможен лишь после того, как
претендент
371 Комментарии
на статус мастера делал по всем правилам предмет из числа продукции, изготовлять
которую полагается данному цеху (от пива или ножа до ювелирного изделия). Этот
предмет, называвшийся во Франции "главным изделием" (chef d'oeuvre), оценивался
советом старшин цеха. и, если его признавали сделанным по правилам, подмастерье
был обязан устроить пир в честь старшин, после чего получал звание мастера.
17* Альбом Виллара де Оннекура представляет собой одновременно книгу
архитектурных эскизов, изображений с натуры (например, льва, виденного автором в
Венгрии), путевых заметок, изобретений и даже архитектурных споров. Характерным
для Средневековья, эпохи неразвитого авторского сознания, является то, что эту
сугубо частную книгу продолжили два ученика Виллара.
18* Само по себе устройство конкурсов на то или иное архитектурное сооружение не
представляло ничего принципиально нового для Италии, подобные конкурсы
устраивались с XIII в. В 1401 г. сам Филиппе Брунедлески участвовал в конкурсе
на изготовление бронзовых дверей с рельефами для баптистерия (крещальни), но
проиграл скульптору Лоренцо Гиберти. Воздвижение кафедрального собора
Санта-Мария дель Фьоре, начавшееся еще в 1294 г., являлось делом всего народа
Флоренции. План собора менялся по мере строительства, хотя 19 ноября 1384 г. был
проведен общегородской референдум, утвердивший окончательный проект храма с
куполом. К 1418 г. был закончен барабан центральной башни, и Опере дель Дуомо
(государственное флорентийское учреждение, ведавшее строительством собора)
объявило конкурс на лучший проект купола. 17 декабря итоги конкурса были
подведены, первое место получил проект Брунеллески, но ему было предложено
воспользоваться некоторыми элементами проекта его главного соперника, занявшего
второе место, -- упомянутого Лоренцо Гиберти. Брунеллески и Гиберти назначались
совместно главными архитекторами строительства. В честь завершения купола
состоялось торжественное богослужение с участием самого папы 25 марта 1436 г.,
но реально строительство было закончено "церемонией последнего камня" 30 августа
1436 г.
19* Еще в XII в. многие города Италии добились самоуправления и вели борьбу с
местными дворянами-землевладельцами за подчинение сельской округи. К концу XII
в. -- началу XIII в. эта борьба в Северной и Средней Италии, в частности во
Флоренции, закончилась победой горожан, владельцы замков (их называли грандами)
вынуждены были разрушить их и переселиться в город. Там, впрочем, распри между
разными родами продолжались, и богатые и знатные члены городской коммуны строили
дома-башни для собственной защиты.
XI
1* Гений (от лат. gens -- "род") -- в римской религии первоначально
божество-родоначальник, затем -- бог мужской силы, олицетворение внутренних сил
и способностей мужчины. Особо отправлялся культ гения главы семьи -- в день его
рождения приносились особые жертвы, рабы совершали приношения гению хозяина.
Помимо людей, своих гениев имели местности, корпорации, воинские части и т. п.
Существовал особый культ гения Рима и введенный Августом культ гения императора.
Клятва гением императора считалось самой священной и ее нарушение приравнивалось
к оскорблению величества.
2* См. примеч. 2* к гл. VIII.
3* Принцепс (лат. princeps -- "первый") -- в республиканском Риме председатель
сената. Когда Гай Юлий Цезарь Октавиан в 31 г. до н. э. добился единоличной
власти, он провел реформу управления и в 27 г. до н. э. получил пожизненно
должности прин-цепса (с той поры звание принцепса стало титулом главы
государства) и императора (первоначально -- верховного главнокомандующего,
монархическим титулом это сделалось именно тогда) и имя-титул Август (от лат.
augere -- "расширять, увеличивать"). Несмотря на абсолютно автократическую
сущность своего режима, Август сохранял видимость республиканских институтов,
демонстративно подчеркивал неприязнь к единовластию, отказывался принять царский
сан и объявлял, что превосходит остальных римских граждан лишь авторитетом.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153