Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

О состязании в хуле как
таковом, как о социальной претензии, ради чести и престижа, речь шла уже ранее,
когда фигурировали такие понятая, как фогос, яамвос mofakhara, mannjafna6r и
т.д. Переход от joute de jactance [состязания в похвальбе] в чистом виде к
состязанию в хуле как судебной тяжбе не может быть строго очерчен. Это станет
яснее, если
91
Ноmо ludens
мы рассмотрим подробнее одно из наиболее замечательных доказательств взаимосвязи
игры и культуры, а именно состязания в игре на барабане или песенные поединки
гренландских эскимосов. В этом живом или, по крайней мере, еще недавно
бытовавшем обычае мы имеем дело со случаем, когда функция культуры, которую мы
зовем судопроизводством, еще не высвободилась полностью из сферы игры и не
утратила своего игрового характера23.
Если у одного эскимоса имеется жалоба на другого, то он вызывает его на
барабанное или песенное состязание (Trommesang, drum-match, drum-dance,
song-contest). Племя или клан собирается на праздничную сходку в самых лучших
нарядах и в атмосфере веселья. Оба противника поочередно поют друг другу бранные
песни под стук барабана, упрекая один другого во всевозможных проступках. При
этом не делается различий между обоснованными обвинениями, нарочитым
высмеиванием и низким злословием. Так, один из поющих перечислил всех
соплеменников, съеденных женой и тещей его противника во время голода, и
настолько поразил слушателей, что они разразились слезами. Попеременное пение
сопровождается телесным воздействием и причинением физических неприятностей:
дышат и сопят друг другу в лицо, бьют противника лбом, разжимают ему челюсти,
привязывают к палаточной жерди -- и все это "обвиняемый" должен сносить
совершенно невозмутимо и даже с насмешливою улыбкой. Присутствующие подхватывают
припев, хлопают в ладоши и подстрекают противников. Некоторые же сидят,
погрузившись в сон. В промежутках обе противные стороны общаются друг с другом
подобно добрым друзьям. Заседания, посвященные подобному единоборству, могут
растягиваться на годы; стороны всякий раз придумывают все новые песни и
указывают на все новые преступления. В конце концов собравшиеся решают, кого
нужно объявить победителем. После этого иной раз дружба вновь восстанавливается,
но бывает и так, что семейство, пережившее позор поражения, вовсе уходит прочь.
Кто-то участвует на протяжении одного и того же времени в различных барабанных
противоборствах такого рода. В это могут быть вовлечены также и женщины.
В первую очередь здесь важен тот факт, что подобные поединки в племенах,
знакомых с этим обычаем, используются для принятия судебных решений. Иной формы
правосудия, кроме барабанных поединков, племена эти не знают. Это единственный
способ улаживать разногласия. Другого пути формирования общественного мнения
просто не существует24. Даже убийства делаются достоянием гласности с
соблюдением этой же формы. После того как победа в песенной битве одержана,
никакое иное официальное решение за этим не следует. Поводом для таких
состязаний чаще всего становятся женщины. Следует делать различие между
племенами, где этот обычай известен как правовое средство, и теми, где он
встречается лишь как праздничное увеселение. Допустимые виды насилия бывают
различными; побои или только при-
92
Глава IV
вязывание к столбу и т.д. Наряду с песенным состязанием для улаживания
разногласий иногда служат кулачный бой или борьба.
Таким образом, мы имеем здесь дело с культурной практикой, выполняющей функцию
судебного разбирательства в чисто агональной форме и одновременно являющейся
игрой в самом подлинном смысле слова. Всему этому сопутствуют смех и веселье. И
делается это для того, чтобы доставить удовольствие слушателям. "К следующему
разу, -- говорит Игсьявик25, -- я сочиню новую песню, особо потешную, да такую,
что врага моего привяжу ею к столбу". Барабанные поединки составляют основное
развлечение общественной жизни. При отсутствии распрей их затевают в шутку. Как
особое искусство поют иногда в виде загадок.
Не так уж далеко от барабанного поединка располагаются окрашенные сатирой и
юмором судебные заседания для вынесения наказаний за разного рода провинности, в
особенности сексуальные, как мы это наблюдаем в некоторых народных обычаях
германских стран (наиболее известно так называемое "Haberfeldtreiben" ["Изгнание
в овсяное поле"]). Эти разбирательства целиком обставляют как фарс, хотя и
относятся к ним иногда с полной серьезностью. Таков, например, устраивавшийся
молодыми людьми "Saugericht" ["Свиной суд"] в Рапперсвиле, решения которого
могли быть обжалованы в Малом Совете26 14*.
Совершенно ясно, что барабанные сражения эскимосов входят в ту же сферу, что и
потлатч, древнеарабские состязания в хуле и бахвальстве, китайские соревнования,
древненорвежские mannjafna6r и ni6sang -- буквально nijdzang -- песнь, имевшая
целью обесчестить врага (здесь niд -- nijd -- понимается как вражда, а не
зависть).

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153