Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

От рыцаря через "honnete homme" ["благородного
человека"] XVII столетия идет прямая линия к современному джентльмену. Латинский
Запад ввел в этот культ благородной воинской жизни и свой идеал куртуазной
любви, которые столь тесно переплелись друг с другом, что в конце концов уток
скрыл основу.
108 Глава V
И еще одна вещь должна быть здесь упомянута. Говоря обо всем том как о
прекрасных формах в рамках культуры, каковыми предстает перед нами рыцарство в
традициях разных народов, мы должны считаться с опасностью упустить из виду его
сакральный фон. Все то, что видим теперь как прекрасную и благородную игру, было
некогда священной игрой. Рыцарское посвящение, ристалище, орден, обет имеют
своим источником, без сомнения, обычаи инициации доисторическо-го, далекого
прошлого. Невозможно указать все звенья в этой цепи развития. В особенности
средневековое христианское рыцарство известно нам главным образом как все еще
искусственно сохраняемый в своем статусе, частично намеренно вновь возрождаемый
элемент культуры. Чту значило рыцарство со своей великолепно разработанной
системой кодекса чести, придворных обычаев, геральдики, орденских союзов,
турниров еще в эпоху позднего Средневековья, я уже пытался обстоятельно
рассказать в другом месте29. И прежде всего в этой области стала мне ясна
внутренняя взаимосвязь игры и культуры.



VI
ИГРА И МУДРСТВОВАНИЕ
Желание показать себя первым проявляется в стольких формах сколько возможностей
предоставляет данное общество. Способы, которыми люди состязаются друг с другом,
столь же различны, как и вещи, за которые они борются, и действия, в которых они
принимают участие. Решает все жребий, либо сила и ловкость, либо кровавая
схватка. Соревнуются в мужестве или выносливости, искусности или знании, в
бахвальстве и хитрости. Дается задание помериться силами или умением, сделать
что-нибудь особенно трудное, какую-нибудь сложную вещь, выковать меч, найти
необычную рифму. Участвующим задают вопросы, на которые нужно ответить.
Состязание может принимать такие формы, как божий суд, пари, судебное
разбирательство, дача обета или загадывание загадок. Во всех этих видах оно, в
сущности, остается игрой, и в этом качестве игры лежит исходная точка для
понимания функции состязания в культуре.
В начале всякого состязания стоит игра, то есть договоренность о том, чтобы в
границах места и времени, по определенным правилам, в определенной форме
совершить нечто такое, что приносит разрешение некоего напряжения и находится
при этом вне обычного течения жизни. Что должно быть совершено и что станет
выигрышем -- вопрос, который в игровой задаче вырисовывается как вторичный.
Необыкновенным сходством отмечены во всех культурах обычаи состязания и
значение, которое им придают. Это почти совершенное формальное сходство уже само
по себе доказывает, как сильно вся игровая, агональная деятельность связана с
глубинной основой душевной жизни человека и жизни общества.
Быть может, еще яснее, чем в областях права или войны, которые были рассмотрены
выше, подобие форм архаической культуры сказывается в состязаниях в знании и
мудрости. Для раннего человека что-то мочь или сметь означает власть, а что-то
знать -- волшебную власть. По сути, для него всякое определенное сведение
священно, это есть тайное и колдовское знание. Ибо для него, собственно, всякое
отдельное знание находится в прямой связи со всем миропорядком. Упорядоченный
ход вещей, установленный и определенный богами, сохраняемый и поддерживаемый
отправлением культа для сохранения жизни и на благо человека, этот rtam, если
назвать его древнеиндийским словом, ничем иным не оберегается столь надежно, как
знанием человека о священных вещах и их тайных именах, знанием о происхождении
мира.
110
Глава VI
И вот на священных празднествах люди состязаются в этом знании, ибо
выговариваемое слово воздействует на весь миропорядок. Состяза-ния в сакральном
знании укоренены в самых глубинах культа и являют-ся его существенной составной
частью. Вопросы, которые жрецы по очереди или по вызову задают друг другу во
время жертвоприношения, суть в полном смысле слова загадки, по форме и
направленности совершенно подобные загадкам, которые задают при совместной игре.
Функция такого сакрального противоборства в загадывании загадок нигде не видна
так отчетливо, как в ведической традиции. Во время больших праздников с
жертвоприношениями эти состязания являются столь же существенной частью всего
действия в целом, как и сама жертва. Брахманы состязаются в jatavidya, знании
начал, или в brahmodya, что лучше всего передать как произнесение священных
имея"'. Уже сами наименования священной игры говорят о том, что вопросы, которые
они задают, касаются возникновения космоса. В различных песнях Ригведы прямо
запечатлены подобные состязания. В гимне I, 164 частично вопросы затрагивают
космические явления, частично разгадка соотносит их с теми или иными
особенностями ритуала жертвоприношения.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153