Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Кула -- это церемониальное плавание,
предпринимаемое в определенное время, в двух противоположных направлениях, с
одной из групп островов к востоку от Новой Гвинеи. В процессе этого плавания
племена, выступающие по обычаю как партнеры, обмениваются предметами, которые не
имеют никакой потребительской ценности, -- это бусы из красных и браслеты из
белых ракушек, -- но в качестве дорогих и прославленных украшений, нередко
известных по имени, переходят на время во владение другой группы. Эта последняя
принимает на себя обязанность в течение определенного времени передать эти
предметы дальше, следующему звену в цепи кулы. Предметы имеют священную
ценность. Они обладают волшебною силой, у них есть своя история, рассказывающая,
как они были добыты впервые. Среди них есть и такие, что их включение в
обращение вызывает сенсацию -- настолько
73
Homo ludens
высоко они ценятся34. Все это сопровождается разного рода формальностями,
ритуалом, праздничной торжественностью и магией. Действие происходит в атмосфере
взаимных обязательств, доверия, дружеского расположения и гостеприимства,
благородного поведения, щедрости, чести и славы. Такие плавания часто изобилуют
приключениями и опасностями. Интенсивная культурная жизнь племен, изготовление
резьбы на каноэ, поэтическое искусство, кодекс чести и манер -- все это связано
с понятием кула. Торговля полезными вещами также входит в подобные путешествия,
но как нечто второстепенное. Возможно, нигде архаическая культурная жизнь не
принимает до такой степени форму общинной благородной игры, как у этих папуасов
Меланезии. Состязание принимает здесь вид, своею чистотой, пожалуй,
превосходящий сходные обычаи других, нередко гораздо более цивилизованных
народов. Бесспорно, что здесь, на почве всей системы священного ритуала,
проявляется потребность человека жить в красоте. Форма, в которой эта
потребность находит свое удовлетворение, это форма игры.
С детских лет и вплоть до высших достижений в культурной деятельности одной из
сильнейших побудительных причин к совершенствованию самого себя, так же как и
своей группы, выступает желание похвалы и почестей как награды за свое
превосходство. Люди осыпают похвалами друг друга, хвалят самих себя. Ищут
воздания чести за свою добродетель. Желают получить удовлетворение, когда что-то
хорошо ими сделано. Сделано хорошо -- значит сделано лучше другого. Стать первым
-- значит оказаться первым, показать себя первым. Чтобы получить доказательство
своего превосходства, нужно соперничество, состязание.
Добродетель, делающая вас достойным почестей, в архаическом обществе -- не
абстрактная идея нравственного совершенства, соизмеримого с заповедью высшей
божественной власти. Понятие добродетели -- deugd -- еще прямо соответствует
своему глагольному основанию deugea: быть к чему-то пригодным, быть в своем роде
подлинным и совершенным. Так же обстоит дело и с греческим понятием арете
(арете), и со средневерхне-немецким tugende. Всякая вещь обладает своей арете,
присущей ее натуре. Лошадь, собака, глаз, топор, лук -- всему свойственна своя
deugd. Сила и здоровье -- это добродетели тела, сметливость и проницатель ность
-- духа. Слово арете находится в связи со словом аристос (аристос) -- лучшее,
превосходное35. Добродетель человека благородного звания -- это ряд таких
свойств, которые делают его способным сражаться и повелевать. Разумеется, сюда
входят также щедрость, мудрость и справедливость. Совершенно естественно, что у
многих народов слово, обозначающее добродетель, возникает на почве такого
понятия, как мужественность, вроде латинского virtus, которое, впрочем,
достаточно долго сохраняло по преимуществу значение доблести. Это же справедливо
для арабского morou'а. которое, подобно греческому арете, охватывает целый пучок
значений, а именно: силу, мужество, богатство, хорошее ведение дел,
74
Глава III
добрые обычаи, учтивость, изящество манер, щедрость, великодушие и нравственное
совершенство. При любой системе архаического жизненного уклада на основе
воинственной и благородной племенной жизни, вырастает идеал рыцарства и
рыцарственности, будь то у греков, арабов, японцев или христиан эпохи
Средневековья. И всегда этот мужской идеал добродетели сохраняет неразрывную
связь с признанием и утверждением чести, примитивной, внешне проявляемой чести.
Еще у Аристотеля честь -- это награда, завоеванная добродетелью36. Правда, он
рассматривает честь не как цель или основание добродетели, но скорее как ее
естественное мерило. "Люди стремятся к чести, дабы удостовериться в своей
собственной ценности, в своей добродетели.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153