Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

никто, пожалуй, не будет оспаривать и из-за чего
мы ему порою завидуем.



х
ИГРОВЫЕ ФОРМЫ ИСКУССТВА
От существа поэзии, как мы обнаружили, элемент игры настолько неотделим и любая
форма поэтического кажется настолько связанной со структурой игры, что их
внутреннее взаимопроникновение следовало бы назвать почти неразрывным, а термины
игра и поэзия при такой взаимосвязи оказались бы под угрозой утратить
самостоятельность приписываемого им значения. То же самое в еще большей степени
относится к взаимосвязи музыки и игры. Мы уже указывали на тот факт, что в ряде
языков исполнение на музыкальных инструментах зовется игрою: это, с одной
стороны, арабский, с другой -- германские и некоторые славянские языки, а также
французский. Этот факт может считаться внешним признаком глубокой
психологической подоплеки, определяющей связь между музыкой и игрою, -- учитывая
при этом, что семантическое сходство между арабским и названными европейскими
языками едва ли может быть основано на заимствовании.
В какой бы мере эта взаимосвязь музыки и игры ни представлялась нам естественной
данностью, было бы нелегко получить ясно очерченное представление о рациональных
причинах этой взаимосвязи. Можно было бы удовлетвориться попыткой установить
термины, общие для обоих понятий. Игра, как мы уже говорили, лежит вне
благоразумия практической жизни, вне сферы необходимости или пользы. Это же
относится к музыкальным формам и к музыкальному выражению. Игра строится по
законам, которые не определяются нормами разума, долга и истины. То же
справедливо для музыки. Действенность ее форм и ее функции определяется нормами,
которые никак не соприкасаются ни с логическими понятиями, ни со зрительными или
осязаемыми образами. Лишь собственные, специфические имена могли бы подойти этим
нормам, имена, одинаково свойственные и музыке, и игре, -- каковы ритм и
гармония. Ритм и гармония являются в абсолютно одинаковом смысле факторами и
музыки, и игры. И если слово в состоянии отчасти переносить поэзию из чисто
игровой сферы -- в сферу понятия и суждения, чисто музыкальное всегда и всецело
продолжает витать в первой из названных сфер. Важная литургическая и социальная
функция поэтического слова в архаических культурах самым тесным образом связана
с тем, что выговариваемое слово на этой стадии неотделимо от музыкальной
декламации. Отправление всякого подлинного культа происходит в пении, пляске,
игре. Нам, носителям поздней культуры, ничто не кажется способным до такой
степени пронизывать нас неким сознанием свя-
154
Глава Х
щенной игры, как музыкальное переживание. Даже безотносительно к словесному
выражению религиозных представлений в наслаждении му-зыкой сливаются воедино
ощущение прекрасного и чувство священного, и в этом слиянии исчезает
противопоставление игры и серьезности. В связи с этим очень важно здесь
подчеркнуть, что в эллинском мышлении понятия, которые мы обозначаем терминами
игра, труд. наслаждение искусством, соотносились между собой совершенно
по-другому, чем это привычно для нас. Известно, что слово музыка -- мусике
(мусике) -- имеет в греческом языке гораздо более широкий смысл, чем для нас, в
новейшее время. Оно не только включает в себя наряду с пением и инструментальным
сопровождением также и танец, но и относится вообще ко всем искусствам и
знаниям, подвластным Аполлону и музам. Речь идет о том, что называется
мусическими искусствами в противоположность пластическим и механическим, которые
лежат вне сферы действия муз. Все мусическое самым тесным образом связано с
культом, и особенно с празднествами, где оно обладает своей собственной
функцией. Пожалуй, нигде взаимосвязь культа, танца, музыки и игры не описывается
с такой ясностью, как в Законах Платона. Боги, говорится там', из сострадания к
человеческому роду, на горе рожденному, в отдохновение от забот установили
благодарственные празднества, дав людям для этого Муз, и Аполлона, предводителя
Муз, и Диониса, дабы и они участвовали в этих празднествах и через это
божественное праздничное единение неизменно вновь восстанавливался необходимый
людям порядок вещей. Непосредственно за этим следует место, которое часто
отмечают как Платоново объяснение игры, где говорится, что все юные существа не
могут удерживать в узде ни тело, ни голос, они норовят двигаться и производить
много шума, прыгать, скакать, плясать в свое удовольствие и исторгать из себя
всевозможные звуки. Животные, однако, не знают во всем этом тех различий порядка
и беспорядка, что зовутся гармонией и ритмом. Нам же, людям, богами, кои
дарованы нам, дабы мы водили с ними совместные хороводы, дано было различать
ритм и гармонию через сопутствующее этому наслаждение. -- Здесь, тем самым, с
наивозможной ясностью устанавливается непосредственная связь между игрою и
музыкой. Эта мысль, однако, сдерживается в сфере эллинского духа тем
семантическим фактом, с которым мы уже ранее сталкивались: в греческом языке
слово пайдиа (пайдиа), обозначающее игру, в силу своих этимологических истоков
неотделимо по значению от детской забавы, безделицы.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153