Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

, однако различные части Эдды сложились в разное время. Речи Альвиса --
действительно позднее произведение, скорее всего, XII в., представляющее собой
подражание Речам Вафтруднира. датируемым исследователями Х в. Сага о Хейдрике
(но совершенно не обязательно включенные в нее Речи фьельсвина) сама по себе
относится к XIII в., однако, повествует о событиях IV--V вв. -- борьбе готов с
гуннами (хотя точной хронологической и географической привязки событий, о
которых повествуется в саге, добиться доныне не удалось); стихотворные вставки в
этой саге филологи считают весьма древними, хотя и не современными описываемым
событиям.
11* Согласно греческим мифам, богиня Гера наслала на Фивы за нечестие тамошнего
царя Лая чудовище женского пола по имени Сфинкс, с лицом и грудью женщины, телом
льва и крыльями птицы. Она задавала всем проходившим вопрос: "Какое живое
существо утром ходит на четырех конечностях, днем -- на двух, вечером -- на
трех?" -- и не ответившего убивала. Эдип разрешил загадку, ответив: "Человек"
(на заре жизни -- во младенчестве -- он ползает на четвереньках, затем -- в
расцвете сил -- ходит выпрямившись, на закате -- в старости -- опирается на
палку), и Сфинкс бросилась в пропасть.
12* См. примеч. 36* к гл. III.
13* Заратустра (правильнее -- Заратуштра, древнегреч. Зороастр) --
древнеиранский пророк, основатель зороастризма, религии, признающей
существование в мире двух
359
Комментарии
равноправных высших божеств -- доброго (Ахура-Мазда, древнегреч. Ормузд) и злого
(Анхра-Майнью, древнегреч. Ариман); борьба между ними пронизывает весь космос и
земную историю. Согласно традиции, Заратустра жил в VII--VI вв. до н. э., анализ
наиболее древних текстов священного писания зороастризма -- Авесты (важнейшей
частью ее является Ясна -- Книга ритуала, а в Ясне -- Гаты -- Гимны, написанные,
по преданию, самим Заратустрой) показывает, что Авеста составлена в XII--Х вв.
до н. э. Если верить Авесте, первым принял учение пророка, обеспечил ему приют и
покровительство и позаботился о распространении его религии мудрый царь
Виштаспа. Ученые доныне спорят, стоит ли за образом этого идеального венценосца
какое-либо реальное лицо.
14* По Писанию (3 Цар. 10, 1 - 13, 2 Пар. 9, 1 - 12), царица Савская (Сава,
также Саба, или Сабейское царство -- государство на юге Аравии, в районе
нынешнего Йемена), "...услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать
его загадками... И объяснил ей Соломон все слова ее, и не было ничего
незнакомого царю, чего бы он не изъяснил ей" (3 Цар. 10, 1, 3, почти дословно 2
Пар. 9, 1, 2).
15* Брахманы -- это и жрецы в индуизме (и высшая каста, из которой только и
могли рекрутироваться священнослужители), и священные книги, созданные в
VIII--VI вв. до н. э., дополняющие Веды и содержащие в основном описание и
толкование ритуала. Обучение брахманов-жрецов представляло собой длительную
подготовку, дающую не только умение правильно совершать ритуальные действия, но
и духовное совершенство. Первая стадия совершенствования называлась брахмачарья,
а человек, пребывающий в этом состоянии и стремящийся подняться выше по лестнице
совершенствования, -- брахмачарин.
16* Реформация остро поставила перед каждым верующим вопрос о путях спасения, о
выборе религии, поэтому прения о вере стали делом не только узкого круга
теологов, распространились по всей Европе, резко умножились и привлекали
всеобщее внимание, притом происходили не только между протестантами и
католиками, но и -- ввиду непринятия всеми реформаторами единого
организационного и духовного авторитета, подобного папе в католицизме, -- между
самими протестантами. Основатель Реформации Мартин Лютер, например, считал
необходимым организовать Церковь в духе централизации, подчинив ее светским
властям, а прихожан -- пасторам, признавал за некоторыми таинствами (в
частности, за пресуществлением) буквальный смысл. Швейцарский гуманист и
религиозный реформатор, бывший священник, уроженец и житель германоязычного
Цюриха Ульрих Цвингли требовал реформы Церкви в республиканском духе, с
выборными священнослужителями, с контролем за ними паствы; таинство
пресуществления он понимал сугубо символически, как воспоминание о Тайной Вечере
и Страстях Христовых. Спор между ними не дал результата, ни один не убедил
другого. После смерти Цвингли его учение -- цвинглиан-ство -- стало сходить на
нет и поглощаться другим протестантским течением -- кальвинизмом, основателем
которого был житель (и фактический руководитель) франкоязычного швейцарского
города Женевы, выходец из Франции Жан Кальвин; среди его ближайших приверженцев
был также француз по рождению и женевец по гражданству, богослов и проповедник,
поэт и драматург, переводчик и историк Теодор де Без. Его полемика с католиками
(де Без был блестящим полемистом) также не завершилась ничем.
17* Огромная империя Александра Македонского начала распадаться сразу после его
смерти в 332 г.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153