Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.


3* Латинское слово vates имеет длительную историю. Долгое время оно значило
"колдун", "прорицатель" и лишь на рубеже н. э. под сильным влиянием греческих
идей стало означать "боговдохновенный поэт".
4* В обеих Эддах (в Старшей -- отрывочно, в Младшей -- подробно) излагается миф
о так называемом "меде поэзии". Две группы богов -- асы и ваны -- после долгой
войны заключили мир и, собрав в чашу свою слюну, сделали из этой слюны мудрого
карлика Квасира (имя от того же индоевропейского корня, что и русское "квас").
Злокозненные карлы фьялар ("Прячущий") и Галар ("Поющий") убили Квасира, смешали
его кровь с медом и получили напиток, испив которого, любой становился поэтом
либо мудрецом. После многочисленных перипетий этот мед попал к Одину, а тот
отдал его асам и "тем людям, которые умеют слагать стихи".
5 Софисты (от греч. (софистес)_ -- "искусник, мудрец") -- появившиеся в V в. до
н. э. в Древней Греции платные учителя философии, стремившиеся, в отличие от
прежних мудрецов, не к познанию истины как таковой, но к разработке приемов
философствования, позволявших, в идеале, обосновать любое положение.
6* Легенда о Старкаде, сложившаяся, по мнению филологов, в VI--VIII вв., дошла
до нас в разных вариантах -- в исландской Саге о Гаутреке (XIII в.), эддической
Второй Песни о Хельги, Убийце Хундинга и в Деяниях датчан датского придворного
хрониста второй половины XII -- начала XIII в. Саксона Грамматика, написавшего
на латыни квазиисторическое сочинение о древних героях по материалам старинных
сказаний. Один из эпизодов легенды повествует о том, как о Старкаде спорили
покровительствующий ему бог Один и ненавидевший Старкада бог Тор: Один даровал
Старкаду тройную жизнь, а Тор предрек, что у него не будет потомства, и т. п.
Сре-
362
Homo ludens
ди прочего Один наделил Старкада поэтическим даром, Тор же заявил, что ничего из
созданного Старкадом не запомнится. Однако в Саге о Гаутреке приводится его
песнь, а Саксон цитирует стихи Старкада в латинском переложении.
7* Видсид и Странник -- англосаксонские поэмы, сложившиеся в VII--VIII вв. и
дошедшие до нас в рукописи Х в. Поэмы сочинили скопы, дружинные певцы у
англосаксов. Первая поэма представляет собой рассказ-воспоминание скопа Видсида
(это имя означает что-то вроде "Широковидящий") о битвах, странствиях, королях,
при дворах которых жил Видсид. Второе сочинение -- элегия на тему о бренности
сущего, о переходе от надежды к отчаянию и наоборот; герой, от лица которого
ведется повествование (он не назван по имени, но ясно, что это тоже придворный
певец), потерял своего господина и скитается по разным землям, терпя бедствия.
8* Жонглер (в германоязычных странах -- шпильман, "игрец") -- в Средние века
профессиональный музыкант-исполнитель песен самого разного содержания
(религиозного, героического, сатирического и пр.); нередко соединял их
исполнение с разными цирковыми трюками -- отсюда и современное значение этого
слова.
9* Герольды в Средние века были не только глашатаями важных особ, но также
выполняли функции послов, церемониймейстеров и распорядителей на празднествах,
приемах и турнирах. В связи с этим они обязаны были знать род и положение
каждого участника церемонии, ведать гербы (ввиду этого и наука о гербах
носит-название геральдики), а также -- иногда -- вести записи важнейших событий
при дворах.
10* Буру -- остров в группе Молуккских островов, Бабар -- остров и группа
островов в Тиморском море. Все эти острова входят в Малайский архипелаг,
называвшийся также Ост-Индским; до 1945 г. -- владения Нидерландов, ныне
принадлежат Индонезии.
11* Пантун -- в Малайе и Индонезии четверостишие с перекрестной рифмой, вроде
частушки; первые две строки -- зачин, последние -- собственно содержание;
пантунами обмениваются юноши и девушки, новобрачные, спорщики на сходках и т. д.
Хайку (хокку) -- жанр японской классической поэзии, возникший в конце XV в.,
нерифмованное трехстишие с фиксированным числом слогов (5--7--5), краткая
зарисовка с обязательным упоминанием времени года и явно не выраженным, но четко
ощущаемым настроением: грусти, радости. Ср. ниже, с. 125.
12* Катрен -- четверостишие на две рифмы.
13* Debat (фр. "спор", "прение") -- особый жанр в позднесредневековой (с
середины XIV в.) французской поэзии, представляющий собой стихотворный
драматизированный диспут между аллегорическими персонажами, олицетворявшими
некие нравственные либо социальные понятия или свойства человеческого характера,
например, Прение пахаря, священника и воина. Прение коня и борзой и т. п.
14* См. Осень Средневековья (т. I настоящего издания), примеч. 42* к гл. I.
15* Сваямвара (санскр. букв. "свой выбор") -- древнеиндийская архаическая форма
сватовства, когда девушка сама выбирает жениха.
16* Тан -- династия в Китае в 618--916 гг.; эпоха Тан считалась "золотым веком"
государства, временем стабильности, расцвета наук, искусств и поэзии.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153