Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Единственное, но при этом необходимое ответное действие
заключается в том, что и другая сторона обязана в течение какого-то времени
также устроить праздник и, насколько это возможно, превзойти соперников. Эта
форма праздника раздаривания определяет всю общественную жизнь племен, знакомых
с потлатчем. культовые обряды, правовые обычаи, искусство. Рождение, брак,
инициация юношей, смерть, татуирование, установка намогильного знака -- все
служит поводом для потлатча. Вождь племени устраивает потлатч, строя дом или
водружая тотемный столб. Во время потлатча представители разных полов или кланов
показывают свое искусство в исполнении священных песен, выставляют напоказ свои
маски, дают неистовствовать колдунам, одержимым духами клана. Но главным делом
остается раздача подарков. Устроитель праздника расточает при этом имущество
всего своего клана. Однако, принимая участие в празднике, другой клан ставит
себя перед обязанностью потлатча еще более щедрого. Если же должник окажется
несостоятельным, он потеряет свое имя, свой тотемный знак, так же как и тотемы
клана, свою честь, свои гражданские и религиозные права. Так утварь и добро
самым прихотливым образом кочуют из одного знатного дома в другой.
Предполагается, что первоначально потлатч устраивался только между двумя
фратриями одного племени.
Свое превосходство в потлатче доказывают не только раздариванием имущества, но
также, и еще более разительным образом, уничтожением своей собственности, чтобы
хвастливо показать, что без всего этого можно обойтись. Такое уничтожение тоже
сопровождается драматическим ритуалом, включая высокомерный вызов сопернику. Все
это всегда протекает в состязательной форме: если вождь разбивает медный котел
или сжигает кипу одеял, или рубит в щепки каноэ, то его соперник обязан
уничтожить по меньшей мере равноценные вещи, а еще лучше -- превзойти его в
этом. Черепки и обломки с вызовом шлют сопернику
70
Глава III
либо выставляют их как знак своей чести. О племени тлинкит14*, близко
родственном племени квакиутль, рассказывают, что один вождь, желая посрамить
другого, убил несколько своих рабов, на что другой, дабы отомстить за себя,
должен был умертвить большее число рабов, нежели первый22.
Подобные состязания в необузданной щедрости, доходящие в пределе до
безрассудного истребления собственного добра, в более или менее явном виде еще и
сегодня встречаются по всему миру. Марсель Мосс обратил внимание на обычаи,
полностью совпадающие с потлатчем, у меланезийцев. В Essai sur le Don [Опыте о
дарении] он указывает на следы подобных обычаев в греческой, римской,
древнегерманской культурах. Гране обнаруживает состязания в дарении, а также и в
уничтожении вещей в древнекитайской традиции23. В доисламском арабском язычестве
мы встречаем их под особым именем, доказывающим их формализованный характер:
mo'aqara, некое nomen actionis15* глагольной формы, значение которой уже
старинные словари, ничего не знавшие о рассматриваемом нами этнологическом фоне,
определяли как "соперничать в славе, подрезая ноги верблюдам"24. Разработанная
Хел-дом тема была уже более или менее задана Моссом в словах: "Le Mahabharata
est 1'histoire d'un gigantesque potlatch"25 ["Махабхарата -- это история
гигантского потлатча"].
С предметом нашего рассмотрения связано следующее. Пункт, к которому сводится
все, называемое потлатчем, или родственное ему, это выигрыш, главенство, слава,
престиж и не в последнюю очередь -- реванш. Друг другу всегда противостоят, даже
если одно лицо устраивает весь этот праздник, две группы, связанные между собой
одновременно духом враждебности и общности. На свадьбе вождя племени
мамалека-ла16*, по описанию Боаса26, группа приглашенных объявляет о "готовности
начать поединок", то есть церемонию, в результате которой будущий тесть должен
будет уступить свою дочь. Все достижения здесь носят характер испытаний и
жертвований. Торжество протекает в форме священнодействия или в форме игры.
Обширную прямоугольную площадку ограждают веревками. Чередующееся пение и танцы
в масках сопровождают действие. Ритуал соблюдается очень строго: малейшая
оплошность лишает силы все действие. Покашливание или смех стро-жайше
наказываются.
Духовная атмосфера, в которой происходит вся эта торжественная церемония, -- это
атмосфера чести, выставления напоказ, бахвальства и вызова. Это мир рыцарской
гордости и героических иллюзий, где ценятся имена и гербы и насчитываются
вереницы предков. Это не мир забот о поддержании жизни, погони за необходимыми
благами, расчетливого стремления к выгоде. Единственное стремление здесь --
престиж своей группы, повышение ранга, превосходство над остальными. Отношение
друг к другу и обязанности двух противостоящих фратрий племени тлинкит
выражаются термином, который можно передать как showing respect [выказывание
уважения].

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153