Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Согласно
древнеиндийским представлениям, боги не могут не выполнить обращенного к ним
требования, подкрепленного жертвоприношением, если ритуал этого жертвоприношения
проведен правильно и жертвенная формула произнесена безошибочно. В Ведах
упоминается Брихаспати, или Брахмас-пати ("господин молитвы"), -- божество
заклинаний и жертвоприношений, согласно Атхарваведе -- это отец богов и
создатель мира.
15* Куреты -- в греческой мифологии демонические существа, составляющие
окружение матери богов Реи. Верховный бог Кронос пожирал своих детей, рожденных
от Реи, ибо ему было предсказано, что сам он погибнет от руки сына. Последнего
из детей, Зевса, Рея спасла, спрятав в пещере на Крите. Когда младенец плакал,
куреты, дабы не дать его обнаружить, заглушали плач ударами копий о щиты,
экстатическими криками и плясками. В поздней Античности куреты считались
наставниками людей в полезных занятиях -- пчеловодстве, скотоводстве,
домостроительстве -- и составляли свиту Афины.
16* Хейзинга намекает на распространенные в конце XIX -- начале XX в. теории в
мифоведении: солярно-метеорологическую (см. Осень Средневековья, т. I настоящего
издания, примеч. 2' к гл. V) и гипотезу английского этнолога Дж. Дж. Фрейзера
(Фрэзера), выдвинутую в его капитальном труде "Золотая ветвь" (существует
множество вариантов; основной, объемом в 12 т., вышел в свет в 1911--1915 гг.).
Фрейзер группирует все первобытные верования вокруг центрального ритуала --
умерщвления священного царя-жреца его преемником (из этого фрейзер выводит и
идею умирающего и воскресающего божества).
17* Кора -- индейский народ на западе Мексики. Ныне насчитывает около 8 тыс.
человек и обитает в долинах и на склонах горной цепи Западная Сьерра-Мадре. До
испанского завоевания численность кора достигала 150 тыс. человек, они населяли
обширные территории от Западной Сьерра-Мадре до тихоокеанского побережья.
Сохраняли независимость до 1720 г., после покорения численность их резко
сократилась. В XVHI в. были обращены в католичество, но до сего дня сохранили
пережитки дохристианских верований. Ныне, впрочем, многие древние ритуалы
(праздник жареной кукурузы, танцы вызывания дождя) воспринимаются как народные
празднества.
18* Синтерклаас -- он же Санта-Клаус (св. Николай), Рождественский дед, Дед
Мороз.
346
Homo ludens
19* Квакиутль (квакиютл) -- индейский народ, живущий на крайнем юго-западе
Канады (о. Ванкувер и близлежащее побережье материка); численность -- около 1
тыс. человек. Была весьма развита резьба по дереву, в частности, изготовление
тотемных столбов и ритуальных масок. Это искусство практически исчезло в начале
XX в., но с 70-х гг. снова возрождается в резервациях в качестве сувенирной
промышленности.
20* Лоанго -- прибрежная область в Экваториальной Африке между устьями рек Огове
и Конго (иное название реки -- Заир). Во время написания Homo ludens она входила
в состав французских, бельгийских и португальских владений, ныне -- в Габоне,
Конго и Анголе. Название область получила по туземному королевству Лоанго,
существовавшему в тех местах с XIV в. до европейских завоеваний в XIX в.
Этнографы XIX -- начала XX в. именовали термином "лоанго" население одноименной
области, в большинстве своем принадлежавшее к вили -- племенной группе народа
(фактически -- совокупности племен) конго.
21* Увлечение экзотикой в конце XVII--XVIII в. имело различные основания и
принимало разные формы. В дальних странах -- особенно в Индии и Китае -- искали
некой древней мудрости, у первобытных народов -- 'близости к природе,
"естественного", не испорченного цивилизацией состояния человека. Подобные
увлечения влияли и на философию (Руссо, Вольтер), и на изобразительное искусство
(росписи или обои в так называемом "китайском" стиле, например, в Царском Селе,
Кусково), и на моду (китайские рестораны в Париже, стиль chinoiserie, т.е.
"китайщина"). Нельзя не отметить, что китайцы или индейцы в массовых
представлениях европейцев XVIII в. имели мало общего с реальными жителями Китая
или аборигенами Америки.
22* Религиеведение XIX -- начала XX в. подразделяло религии на высшие и низшие.
Первые отличались наличием богословия, т. е. философской рефлексией по поводу
мифов и обрядов, верой в спасение, личной преданностью божествам. В Индии в VI
в. до н. э. появились первые Упанишады (санскр. "упа-ни-шад" -- букв. "сидеть
около", т.е. пребывать в обществе учителя с целью познания истины; отсюда
позднейшее значение этого слова -- "сокровенное знание, тайное учение"),
религиозно-философские произведения (всего известно более 200 Упанишад, они
сочинялись до XIV--XV вв.), которые рассматривались как толкование Вед, Главная
проблема Упанишад -- достижение духовного освобождения, понимаемого как слияние
индивидуальной души с Мировым Духом.
Религия Древнего Египта, строго говоря, не знала богословия; представления о
египетской мистической мудрости принадлежат, скорее, грекам, нежели самим
египтянам.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153