Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Мы шли исподволь к убеждению, что культура укоренена в благородной
игре и что она не должна утрачивать свое игровое содержание, если желает
развивать свои лучшие качества в рамках стиля и достоинства. Ведь нигде не
является столь необходимым придерживаться установленных правил, как в общении
между народами и государствами. Нарушение их ввергает общество в варварство и
хаос. С другой стороны, именно в войне должны мы, казалось бы, видеть возврат к
тому агональному поведению, которое наделяло формой и содержанием первобытную
игру во имя престижа.
Однако именно современная война, кажется, утратила всякое сопри-косновенье с
игрою. Высокоцивилизованные государства полностью покинули сообщество тех, кто
уважает международное право, и бесстыдно исповедуют принцип pacta поп sunt
servanda [договоры не должны выполняться]. Мир, собственное устройство которого
все более вынуждает страны искать политические пути для того, чтобы договориться
друг с Другом, не прибегая к высшим мерам разрушительных средств насилия, не
может существовать без спасительных ограничительных условий, которые в случае
конфликта отвращают опасность и поддерживают возможность сотрудничества.
Благодаря совершенству применяемых средств война из ultima ratio [крайнего
довода] превратилась в ultima rabies [крайнюю дикость]. В политике наших дней,
которая основывает-
199
Homo ludens
ся на крайней степени подготовленности и -- если придется -- крайней степени
готовности к войне, едва ли можно узнать даже намек на игровое поведение в
древности. Все, что связывало войну с культом и празднеством, исчезло из войн
нашего времени, и с этим отчуждением от игры война также утратила и свое место в
качестве элемента культуры. И все-таки она остается тем, чем назвал ее
Чемберлен9* в своем выступлении по радио в первые дни сентября 1939 г., --
азартной игрой, а gamble.
Мысль об игре не может прийти в голову, если стать на позицию подвергшихся
нападению, тех, кто борется за свои права и свободу. Но почему нет? Почему в
этом случае невозможна ассоциация между борьбой и игрою? -- Потому что здесь
борьба обладает нравственной ценностью и потому, что именно нравственное
содержание является тем пунктом, где квалификация игры теряет свое значение.
Разрешить извечное сомнение "игра -- или серьезность" можно в каждом отдельном
случае лишь с помощью критерия этической ценности. Тому, кто отрицает
объективную ценность права и нравственных норм, никогда не удастся разрешить это
сомнение. Политика всеми своими корнями глубоко уходит в первобытную почву
состязательно-игровой культуры. Освободиться от нее и подняться над нею политика
может лишь через этос, который отвергает правомочность подхода "друг -- или
враг" и не принимает притязаний собственного народа за наивысшую норму.
Шаг за шагом мы приблизились к заключению: подлинная культура не может
существовать без некоего игрового содержания, ибо культура предполагает
определенное самоограничение и самообуздание, определенную способность не
воспринимать свои собственные устремления как нечто предельное и наивысшее, но
видеть себя отгороженной некоторыми добровольно принятыми границами. Культура
все еще хочет, чтобы ее в некотором смысле играли -- по взаимному соглашению
относительно определенных правил. Подлинная культура требует всегда и в любом
отношении fair play [честной игры], a fair play есть не что иное, как выраженный
в терминах игры эквивалент добропорядочности. Шпильбрехер разрушает самое
культуру. Чтобы это игровое содержание культуры было культуросозидающим или
-способствующим, оно должно оставаться чистым. Оно не должно состоять в
оболванивании или в отступничестве от норм, предписываемых разумом,
человечностью или верой. Оно не должно быть ложным фантомом, маскирующим замысел
осуществления определенных целей с помощью намеренно культивируемых игровых
форм. Подлинная игра исключает всякую пропаганду. Ее цель -- в ней самой. Ее дух
и ее настроение -- атмосфера радостного воодушевления, а не истерической
взвинченности. В наши дни пропаганда, которая хочет проникнуть в каждый участок
жизни, действует средствами, рассчитанными на истерические реакции масс, и
поэтому -- даже там, где она принимает игровые формы -- не в состоянии выступать
как современное выражение духа игры, но всего лишь -- как его фальсификация.
200
Глава XII
В обсуждении нашей темы мы старались так долго, как только возможно,
придерживаться понятия игры, которое исходит прежде всего из позитивных и вполне
очевидных ее признаков. Другими словами, мы брали игру в ее наглядном
повседневном значении и хотели удержаться от короткого замыкания ума, все
объясняющего с позиций игры. Тем не менее к концу нашего изложения именно это
подстерегает нас и понуждает к отчету.
"Игрою детей называл он людские мнения", -- гласят в позднейшем изложении слова
Гераклита9.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153