Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Его
преемники довольно быстро отказались от подобного политического лицемерия и
объявляли себя не только владыками, но и живыми богами. В частности, весьма
распространенным в I--III вв. было отождествление принцепса с Геркулесом (с
Аполлоном сближал себя только Нерон, увлекавшийся музыкой и пением).
4* Упомянутые Хейзингой бесправные -- по-видимому, лица, не имеющие римского
гражданства. Пролетарии -- низший имущественный разряд в Древнем Риме, люди, не
обладавшие никаким имуществом, кроме потомства (proles), не платившие налогов,
не служившие в армии до военной реформы рубежа II и I вв. до н. э., не имевшие
права занимать государственные должности (но обладавшие активным избира-
372
Homo ludens
тельным правом); в эпоху Империи пролетариями нередко называли свободных
бедняков вообще.
5* Pax Augusta (лат. букв. "Августов мир") -- выражение (и одноименное
божество), означавшее состояние внутреннего мира, установленного Августом после
прекращения гражданских войн, а также внешнего мира путем обеспечения им
безопасности границ, надежной их защиты. Следует отметить, что Август
практически прекратил расширение Римской державы, сосредоточившись на укреплении
ее рубежей. После его правления было не так уж много завоеваний -- Британия,
Дания (на территории нынешней Румынии), кратковременные захваты в Месопотамии:
кроме того, формальное увеличение Империи шло за счет превращения зависимых от
Рима государств в провинции.
6* Триумф -- ритуал торжественного вступления победоносного полководца с
войском, трофеями, пленными в Рим и процессия от Марсова поля до Капитолия, где
проводился торжественный молебен и вражеское оружие приносилось в дар Юпитеру
Победителю. Обряд триумфа имел сакральный смысл: въезжавший на колеснице
военачальник (существовал также малый триумф -- овация, где вождь войска шел
пешком) в особой тоге, с накрашенным красной краской лицом как бы воплощался в
Юпитера. В республиканскую эпоху триумф присуждался сенатом, в имперскую --
императором; со времен ближайших преемников Августа только сами принцепсы
справляли триумф.
7* Имеются в виду оборонительные войны, которые вел Рим и во время которых само
существование Римского государства оказывалось под угрозой: вторжение галлов в
Среднюю Италию в IV в. до н. э.; Вторая Пуническая война в конце III в. до н. э.
(см. также примеч. 2* к гл. VIII); нападение варваров-германцев на Италию на
рубеже II и I вв. до н. э., успешно отбитое; их натиск на Империю в IV--V вв.,
закончившийся ее падением.
8* Ипподром в новой столице Империи занимал на ранних этапах Восточно-Римского
государства (IV--VII вв.) значительное место, как бы замещая и цирк
(гладиаторские бои в христианское время были безусловно запрещены), и Форум
Старого Рима. Следует отметить, что столица эта официально именовалась Новым
Римом, иногда, скорее иносказательно, Константинополем, т. е. Градом
Константина, но никогда Византием, по имени города, на месте которого Константин
Равноапостольный построил свою столицу. Название "Византийская империя",
"Византия", государству, которое до своего падения в XV в. называлось Римской
(или, в греческом произношении. Ромейской) империей, было дано историками XVIII
в., желавшими отличить "хорошую" античную Римскую империю от "плохой"
средневековой. Поскольку в Империи трон был, в идеале, выборным, провозглашение
императора производилось сенатом (это была к тому времени совершенно
безвластная, хотя и почетная коллегия), войском и народом, который воплощался в
так называемых партиях цирка, именовавшихся "демосами" (во множественном числе;
от греч. "демос" -- "народ"). В соответствии со сложившимся к описываемому
времени произношением в визан-тинистике для обозначения этих партий принят
термин "димы". Димы были и спортивными клубами, объединявшими как возниц, так и
служителей цирка и болельщиков, и некими обществами взаимопомощи, заботившимися,
например, о достойном погребении своих сочленов, об их вдовах и сиротах, по
димам организовывалось городское ополчение. Димы не только одобряли избрание
императора (это было номинальной процедурой), но и имели право через своих
выборных руководителей (демархов) высказывать владыке свои просьбы. Всего партий
цирка было четыре, они именовались по цветам одежды возниц: синие, зеленые,
красные, белые; первые две партии были основными. После подавление восстания
"Ника" (т. е. "Побеждай!") в 532 г., направленного против императора Юстиниана,
димы были распущены, вскоре восстановлены, но с сильно урезанными правами, и
постепенно сошли на нет.
9* "Великие риторики" -- поэтическая школа XI--XVI вв. во Франции и Нидерландах,
связанная с бургундской придворной культурой (о последней см.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153