Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Внутренние взаимосвязи между священной мистерией и игрой тонко
отмечены Романо Гуардини в главе Die Liturgie als Spiel [Литургия как игра] его
книги Vom Ceist der Liturgie [O духе литур-гии], S. 56--70 (Ecclesia orans /
Hrsg. von Dr. Ildefons Herwegen. I. Freiburg i. В., 1922). He упоминая Платона,
Гуардини почти вплотную приближается здесь к вышеприведенному высказыванию. Он
приписывает литургии ряд признаков, которые мы выделяем как характерные признаки
игры. В ко-
203
Примечания
нечном итоге литургия также "zwecklos, aber doch sinnvoll" ["не имеет цели, но
полна смысла"].
15 Vom Wesen des Festes. Paideuma, Mitteilungen zur Kulturkunde. I. Heft 2 (Dec.
1938). S. 59--74. Ср. его же: La Religlone antica nelle sue linee fondamentale.
Bologna, 1940. Cap. II: II senso di festivlta (Чувство праздника].
16 Loc. cit. S. 63.
17 Loc. cit. S. 65.
18 Loc. cit. S. 63.
19 Loc. cit. S. 60, no: Preuss К. Th. Die Nayarit-Expedition, I. 1912. S. 106
ff. 20 Stuttgart, 1933.
21 Loc. cit. S. 151. У Йенсена/здесь, естественно, Weihnachtsmann
[Рождественский дед].
22 Loc. cit. S. 156.
23 Loc. cit. S. 158.
24 Loc. cit. S. 150.
25 Boas. The Social Organisation and the Secret Societies of the Kwakiuti
Indians. Washington, 1897. P. 435.
26 Volkskunde von Loango. Stuttgart, 1887. S. 345.
27 Loc. cit. S. 41-44.
28 Loc, cit. S. 45.
29 Argonauts of the Western Pacific. London, 1922.
30 Ibid. P. 240.
31 Jensen. Loc. cit. S. 152. К этому способу истолкования церемоний инициации и
обрезания как намеренного обмана вновь прибегает, как мне кажется, отвергаемая
Йенсеном психоаналитическая теория.
32 Loc. cit. S. 149-150.
II
1 Лузус, сын или спутник Вакха и основатель рода лузитанов, является, конечно
же, позднейшим измышлением1*.
2 Самое большее, здесь можно предположить некоторую связь с -интос" а на основе
этого отнести окончание -инда к праиндогерманской, эгейской языковой группе2*.
Как отглагольный суффикс это окончание встречается в d\tv6(t), KuMvSbi, со
значением "валяться, возиться", близким к йМы и киМь). Значение, связанное с
игрой, присутствует здесь, видимо, в ослабленном виде.
3 Bolkestein H. De cultuurhistoricus en zijn stof. Handelingen van het
Zeventien-de Nederlandsche Philologen-congres. 1937. P. 26.
4 Связи с dyu. светлое небо, мы здесь касаться не будем.
5 Может ли здесь идти речь о влиянии английской техники на японский язык, я
установить не берусь.
6 В нынешнем эпистолярном стиле это выражение большей частью понимают превратно:
словно именно та персона, коей что-то угодно, является субъектом по отношению к
глаголу gelieven [соблаговолить, соизволить].
7 Что касается глагола geruhen, то ruhen возникает здесь лишь на втором плане.
Ceruhen [изволить] первоначально никак не связано с ruhen [отдыхать], но со-
204
Примечания
ответствует средненидерландскому roecken [быть озабоченным], - ср. roekeloos
[беспечный].
8 Подобные слова есть также в каталанском, провансальском и ретороманском3*.
9 Вспомним предположение Платона, что игра ведет свое происхождение от
потребности детенышей животных резвиться (Leges, II, 653).
10 древнеисландское leika, так же как нидерландское spefen [играть], охватывает
широкий диапазон значений. Оно употребляется в значении: свободно двигаться,
схватывать, совершать, обходиться, чем-либо заниматься, проводить время, в
чем-либо упражняться.
11 Форму spel в kerspel [сельский приход], dingspel [судебный округ] обычно
рассматривают как производную от корня spell -- что дает spellen [составлять,
называть слово по буквам], английское spell и gospel [евангелие], немецкое
Beispiel [пример] -- и отличают от spel [игра].
12 Van Wijk. Etymologisch Woordenboek der Nederlandsche taal2. Den Haag, 1912,
s. v. plegeir, Wdb. d. Ned. taal. XII. I. (G. J. Boekenoogen & J. H. van
Lessen), idem.
13 Hadewych. XL. 7 / Ed. Joh. Snellen. Amsterdam, 1907. P. 49 ff. [Plegen можно
без всяких сомнений понимать здесь как spelen)
"Der minnen ghebruken dat es een spel Dat niemant wel ghetonen en mach, Ende al
mocht die spleghet iet toenen wel, Hine const veistaen dies noeit en plach"
("Любовные страсти -- сие есть игра, Явить же ее никому не дано, Игра в сем
явлении сколь ни стара -- Искусно сколь, столь же невнятно оно"]
14 Рядом с ним - pleon, древнефризское4* рle, опасность.
15 Ср. с pledge в этих последних значениях англосаксонское baedeweg, beadoweg-
poculum certaminis, certamen - состязание.
16 В Септуагинте здесь: Аиюттспихтаг Ы\ i-d traiodpia ка\ TraifdTaxrav twSnnw
f]pi3v.
17 Заметим, кстати, что странные состязания Тора и Локи у Утгарда-Локи в Видении
Гюльви, 955*, названы leika-игра.
18 Deutsche Mythologie4, ed. E. H. Meyer. I. Gottingen, 1875, S. 32; Ср.: De
Vries J. Altgermanische Religlonsgeschichte. I. Berlin, 1934.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153