Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

на Европу, особенно Францию и Англию, начались набеги с моря, производимые
выходцами из Скандинавии -- викингами, или норманнами (т. е. "людьми Севера").
Западно-франкский король Людовик III разбил их при местечке Сокур (или Сукур,
Soulcourt, современное название -- Saucour-en-Vimeu) в Пикардии в нынешней
Северной Франции. Победы над норманнами случались весьма редко, потому эта
удостоилась особой победной песни, сочиненной на языке господствующего этноса
империи Карла Великого, франкском. Эта песнь относится к старейшим текстам на
древнегерманском языке, одним из диалектов которого являлся упомянутый
франкский. И до наших дней немецкий язык делится на множество диалектов,
соединяемых в две ветви -- верхненемецкую и нижненемецкую; многие филологи
считают, что верхне- и нижненемецкий -- не просто группы диалектов, но разные
языки.
9* См. примеч. 8* к настоящей главе. В Средние века на нижненемецком
существовала богатая литература; сегодняшний литературный (и государственный)
немецкий язык существует на основе верхненемецкого. Нижненемецкий используется в
быту, в церковной проповеди, на нем издается литература, но в целом он
значительно уступает по распространенности верхненемецкому даже в качестве
разговорного.
III
1* Беседковые (шалашники) -- семейство птиц, отряда воробьиных, длина 23--25 см.
Обитают в Австралии, на Новой Гвинее и близлежащих островах. Самцы строят гнезда
типа шалашей, украшая их раковинами, цветами и разными яркими предметами.
2* Дьяболо -- игрушка в форме двух соединенных вершинами конусов;
раскручивается, подбрасывается веревкой (которую держат за концы обеими руками),
взлетает и ловится той же веревкой.
3* Слова агора -- "народное собрание; место собрания", "площадь, рынок" и агон
-- "собрание, место собрания; состязание, борьба, судебный процесс", возможно,
име-
348 Homo ludens
ют общее происхождение, хотя первое образовано от глагола -- "собираться", а
второе от весьма многозначного аго -- "вести, везти, проводить, приводить,
побуждать" и многое другое.
4* В еврейской и протестантской Библии Первая и Вторая книги Царств по
православному счету именуется Первой и Второй книгами пророка Самуила, Третья и
Четвертая книги Царств -- Первой и Второй книгами Царств. В указанном месте
Писания рассказывается, как во время борьбы за престол между царем Иевосфеем,
сыном первого израильского царя Саула, и претендентом на престол Давидом
столкнулись две группы: сторонники Иевосфея, ведомые его полководцем Авениром, и
приверженцы Давида под командованием его друга Иоава. "И сказал Авенир Иоаву:
пусть встанут юноши и поиграют пред нами. И сказал Иоав: пусть встанут" (2 Цар.
2, 14). После этого начинается схватка между отрядами по 12 человек с каждой
стороны, в которой все гибнут, а затем -- общее сражение, завершившееся победой
сторонников Давида.
5* Ньерд и Тритон -- морские божества, первый -- в скандинавской мифологии
(повелитель моря и ветров, покровитель мореплавателей, рыболовов и охотников на
морского зверя), второй -- в древнегреческой (второстепенное божество). Ни о
каком их соперничестве, ввиду разнесенности древнегреческой и
древнескандинавской культур во времени и пространстве, и речи быть не может.
Возможно, Хейзинга употребил эти имена в качестве метафоры владычества над морем
разных цивилизаций -- североевропейской и средиземноморской.
6* Справедливая цена -- широко распространенное в Средние века понятие, имевшее
одновременно экономический, социальный и моральный смысл, во всех трех аспектах
весьма расплывчатый. С первой из точек зрения -- это ходовая цена на рынке при
благоприятной конъюнктуре и отсутствии спекуляторских махинаций; со второй --
цена, определяемая советом уважаемых людей, а не произволом купца; с третьей --
цена, обеспечивающая справедливое вознаграждение за труд производителя и
продавца. Искусственное взвинчивание цен с целью получения "неправой" прибыли
резко осуждалось церковными установлениями.
7* Имеются в виду эпизоды различных мифологических и эпических сказаний.
Персонаж греческой мифологии Пелопс домогался руки Гипподамни, дочери царя
Эномая, который обещал выдать ее замуж за того, кто победит его в беге на
колесницах, но, не желая замужества дочери (разные варианты мифа приводят разные
объяснения этому), давал незадачливому претенденту фору, а затем догонял его и
убивал копьем в спину. Пелопс уговорил Миртила, возничего паря Эномая, заменить
металлическую чеку в колеснице восковой, вследствие чего колесница перевернулась
и Эномай погиб.
Вождь аргонавтов Ясон потребовал от царя Колхиды Ээта вернуть ему золотое руно,
а тот соглашался на это, если Ясон запряжет в плуг меднорогих, изрыгающих пламя
быков, вспашет поле и засеет его зубами дракона.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153