Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Боги отвечают ему тем же и, в конце концов, хватают,
связывают и заключают под землю.
28* Филологи не совсем точно именуют сагами так называемые скелы (повести),
прозаические, иногда со значительными стихотворными вставками, произведения
ирландского эпоса, складывавшиеся с VI--VII вв. и записанные в XII в. Самым
обширным является уладский цикл -- саги, повествующие о происходившей в "век
героев" (рубеж н. э.) борьбе уладов (жителей королевства Улад на территории
нынешнего Ольстера) и коннахтов (жителей королевства Коннахт, ныне исторической
области на юго-западе Ирландии). В Повести о кабане Мак-Дато (таков традиционный
русский перевод названия этого произведения) рассказывается, как улады и
коннахты отправились к королю лагенов (Лаген -- королевство на территории
нынешнего Ленстера, исторической области на юго-востоке Ирландии) Мак-Дато
просить его отдать ям замечательного могучего пса, принадлежавшего королю.
Мак-Дато обещает обоим посольствам этого пса и приглашает их на пир. На пиру
подают огромного кабана, и тут же возникает спор о том, кто будет делить и
раздавать мясо. Сквозной персонаж многих саг, возбудитель раздоров Брикрен (так
правильнее!) предлагает, чтобы это делал славнейший из героев и каждый из
собравшихся получил долю согласно его заслугам. Герои начинают хвалиться своими
подвигами, другие оспаривают их, перебранка превращается в побоище, Мак-Дато,
про себя уже решивший отдать пса тем, к кому захочет пойти сам пес, отпускает
его, пес берет сторону уладов, и те побеждают коннахтов, но пес гибнет от руки
возницы короля коннахтов.
Скела Пир Брикрена (так обычно переводят указанное название по-русски) также
повествует о соперничестве мужей, на этот раз -- трех сильнейших богатырей
Улада. Спор о первенстве происходит на пиру у упомянутого Брикрена, который и
задает его, в сущности, затем, чтобы перессорить уладов; перед началом пира он
подстрекает каждого из главных героев претендовать на почетную часть угощения
("кусок героя"), а их жен -- первыми войти в замок Брикрена. На этот раз ссора
завершается
351
Комментарии
все же не кровопролитием, а состязаниями, в которых побеждает сильнейший --
непревзойденный герой, центральный персонаж уладского цикла Кухулин.
29* Хейзинга упоминает рассказ, приведенный в Саге об Олафе Трюгвассоне,
содержащейся в Хеймскрингле (Круге земном), сборнике исландских саг о конунгах
(королях) Норвегии (Олаф Трюгвассон царствовал в конце Х в.), составленном в
XIII в. исландцем Снорри Стурлуссоном. Исландский корабль потерпел
кораблекрушение у берегов Дании, и слуга датского конунга Харальда Гормссона по
имени Биргер захватил груз. Тогда исландцы приняли на собрании всех полноправных
жителей острова (альтинге) закон, по которому за общий счет всех исландцев была
заказана хулительная песнь против Харальда и Биргера. В этой песни Харальд был
назван жеребцом, оседлавшим кобылу -- Биргера. Взбешенный Харальд отправился в
поход на Исландию, но духи-покровители острова не дали высадится датскому
войску, и конунг отплыл со своим флотом восвояси. Следует отметить, что гнев
Харальда был вызван не только оскорблением: по скандинавским поверьям,
хулительная песнь обладала вредоносной магической силой (а похвальная --
благодетельной), и конунг верил в то. что у него действительно могли появиться
вызванные колдовством гомосексуальные наклонности, абсолютно недопустимые с
точки зрения древнескандинавской этики.
30* Беовульф -- англосаксонская героическая эпическая поэма, сложившаяся в конце
VII или начале VIII в.; единственная рукопись датируется приблизительно 1000 г.
Любопытно, что действие происходит в Скандинавии, и Англия даже не упоминается.
В начале поэмы Беовульф, молодой вождь из народа гаутов (кто такие гауты
Беовульфа, остается спорным -- то ли жители острова Готланд, то ли юты
Ютландского полуострова, называются и другие народы), прибывает ко двору короля
данов, дабы победить чудовище, опустошавшее в течение двенадцати лет его дворец.
Там некий Унферт (его имя означает "подстрекатель") подзадоривает Беовульфа,
упоминая о его поражениях, на что юный герой разражается длинной речью с
рассказом о своих подвигах.
31* Хейзинга пересказывает эпизод из анонимной французской ироикомической поэмы
XII в. Путешествие Карла Великого в Иерусалим и Константинополь. Император
франков Карл Великий и его двенадцать пэров, возвращаясь из паломничества в
Святую Землю, прибывают в Константинополь. После роскошного пира, заданного
императором Константинопольским Гугоном, они отправляются в спальные покои, где
и начинают похваляться. Пример подает сам Карл, обещая разрубить пополам самого
сильного из воинов Гугона, даже если тот будет облачен в двойные доспехи. Затем
следует похвальба Роланда, затем -- других паладинов. Последним выступает друг
Роланда Оливье (оба они -- персонажи знаменитой Песни о Роланде), вспоминая, как
некогда Геркулес приехал к одному царю, у которого было пятьдесят
дочерей-девственниц, и за одну ночь овладел ими всеми, и похваляется проделать
то же самое (т.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153