Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

При дворе Фридриха жил выходец из
Шотландии Майкл Скотт (Микеле Скотто), астролог, алхимик, переводчик Аристотеля
(с арабского), математик; два его трактата -- по астрологии и физиогномике --
представляют собой ответы на вопросы Фридриха (одно из мест первого трактата
было впоследствии истолковано как предсказание смерти императора); Данте
впоследствии поместил Скотта в один из кругов ада как мага и поддельщика
металлов. В обширной переписке, которую Фридрих вел с мусульманскими владыками,
он не забывал и об удовлетворении своей любознательности. Так, в письме султану
Магриба (Северо-Западная Африка) император задал ряд натурфилософских вопросов,
и султан поручил ответить жителю Сеуты, философу и математику Абу Мухаммеду
Кутб-ад-Дину Ибн Сабину. Надо сказать, что переписка с Фридрихом не принесла Ибн
Сабину удачи: в его ответах мусульманские богословы усмотрели ересь и, хотя
обвинения в отклонении от путей ислама впоследствии были сняты, губернатор Сеуты
изгнал ученого из родного города с формулировкой: "поскольку философские учения
нарушают общественный порядок".
22* О Клеархе из г. Солы на Кипре известно лишь, что он был учеником Аристотеля;
до нас дошли лишь отрывочные фрагменты его трудов, в том числе из трактата о
загадках, но вывести из этого материала какие-либо сведения о Клеарховой теории
загадок не представляется возможным.
23* Слово "апория" -- (древнегреч. "затруднение, недоумение") в
терминологическом смысле впервые встречается у Платона и означает постановку
трудноразрешимой проблемы. Аристотель понимал апорию как равноправие
противоположных заключений либо как принципиально неразрешимое противоречие.
Именно в последнем смысле он прилагал к парадоксам греческого философа V в. до
н. э. Зенона из южноиталийского города Элея слово "апория" (сам Зенон этого
термина не употреблял).
361
Комментарии
Элейская школа философии, к которой принадлежал Зенон, считала, что существует
истинное, постижимое только разумом неделимое и неподвижное бытие, а любое
членение, любое движение есть лишь видимость. В своих парадоксах Зенон доказывал
логическую невозможность движения: так, быстроногий Ахилл никогда не догонит
черепаху, ибо ему нужно сначала добежать до того места, откуда черепаха начала
путь, а за это время она хоть чуть-чуть передвинется вперед, и ему придется
снова добежать до нее, а она снова хоть немного проползет и т. д. Апория здесь в
противоречии между логически безупречным выводом и эмпирической данностью.
24* Древнегреческий мыслитель Гераклит (VI в. до н. э.) излагал свое учение в
форме афоризмов, речений, иногда неясных и запутанных, за что еще в древности
был прозван "темным".
25* Эмпедокл из Акраганта (Атригента) в Сицилии, живший в V в. до н. э. философ,
политический деятель, врач, пророк и чудотворец, изложил свое учение в поэмах О
природе и О жизни. В мире, по Эмпедоклу, существуют две силы: Любовь
(притяжение) и Вражда (отталкивание), причем силы эти чередуются. Все живые
существа (не только животные, как пишет ниже Хейзинга, но и люди) возникли в
эпоху Любви, когда появились независимо возникшие части тел -- руки, ноги,
глаза, головы -- и стали соединяться, причем в ряде случаев как попало (см.
ниже), так что образовывались, например, "быкородные человеколицые", но со
временем выжили лишь те создания, у которых соединение членов было правильно и
сообразно.
26* Брахманы -- здесь: священные тексты (см. примеч. 15* к настоящей главе).
27* Согласно учению пифагорейцев, в основе мироздания лежат числа, причем эти
числа обладают как бы некоторой материальностью, и осмыслялись они пифагорейцами
геометрически. Огромное внимание уделялось четырехугольнику -- эта фигура лежала
в основе Земли, и треугольнику (вспомним теорему Пифагора) -- принципу Неба и
Огня. Пифагорейцы первыми заговорили о гелиоцентризме и множественности миров.
Пифагорейские арифметика и геометрия были одновременно мифологией, где место
богов и духов занимали числа и фигуры. Вышеприведенное высказывание принадлежит
Петронию из Гимеры, пифагорейцу рубежа VI и V вв. до н. э.
28* Эрида -- богиня раздора в древнегреческой мифологии; согласно Гесиоду,
существуют две Эриды -- дурная, вызывающая вражду и войны, и благая, порождающая
дух соревнования в трудах.
VII
1* Древнегреческое слово (поэзис)_ _ _ _ _ первоначально означало "делание,
изготовление", затем приобрело основной смысл "сочинение стихотворных
произведений, стихосложение" и лишь позднее стало употребляться, да и то
довольно редко, в значении "стихотворное произведение, поэзия" (как совокупность
таких произведений).
2* Строго говоря, народного финского эпоса Калевала как единого целого не
существовало. Были отдельные песни (руны), которые собрал, объединил и
опубликовал в 1835 и 1849 гг. финский поэт и фольклорист Элиас Леннрот.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153