Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

После ряда неудачных попыток
проделать это Александр разрубил узел мечом.
10* Бог-творец индийской мифологии Тваштар (возможно, его имя и значит "творец")
почитается, с одной стороны, как небесный ремесленник (наподобие греческого
Гефеста), создавший много важных и нужных для богов вещей, например, железное
оружие (для времени сложения мифа - II тыс. до н. э., эпохи бронзового века, --
нечто неслыхано дорогое) для Брихаспати (см. примеч. I* к гл. I), по одному из
вариантов мифа -- коров для него же (с похищением этих коров связан целый цикл
сказаний) и многое другое. С другой стороны -- это создатель всех форм и явлений
в мире, например, первых жениха и невесты, и даже богов: Тваштар - отец
Брихаспати и Агни, дед Ашвинов -- божественных близнецов, подателей благ,
врачевателей, покровителей коней, разъезжающих по небу на золотой колеснице.
370
Homo ludens
11* Греческая мифология знает несколько вариантов сказания о Политехне и Аэдоне.
Хейзинга имеет в виду следующее: художник Политехн ("многоискусный") и его жена
Аэдона ("соловей") состязались, по отмеченной причине, в мастерстве; проигравший
Политехн в отместку жене обесчестил ее сестру Хелидону ("ласточку"). Та сообщила
сестре о происшедшем, и тогда Аэдона убила собственного сына Итиса и скормила
его мясо мужу, а затем, вместе с Хелидоной, схватила Политехна, связала его,
обмазала медом и оставила на съедение мухам. В конце концов Зевс и Гера
превратили Политехна в пеликана, Аэдону в соловья, а Хелидону в ласточку.
12* В мифологиях многих стран и народов, но особенно -- в германо-скандинавской,
присутствуют карлики-гномы (у скандинавов -- цверги, альвы), искусные в горном
деле и металлодельческом ремесле. Герой германских сказаний, волшебный кузнец
Виланд (так у континентальных германцев, у скандинавов -- Велунд, у англосаксов
-- Веланд) в скандинавских версиях сказания назван "владыка альвов". Ему
приписывалось создание многих волшебных или высокозначимых предметов (в
частности, он выковал меч для Карла Великого), и эти изделия отличались
необыкновенным качеством (правда, рассказ о том, что мечи его настолько острые,
что рассекают клочки шерсти, плывущие по воде, попадает в легенды о Виланде лишь
в позднее Средневековье; первоначально изготовление таких мечей приписывалось
кузнецу Регину, сковавшему такое оружие для своего питомца Сигурда-Зигфрида).
Согласно эддической Песни о Велунде и норвежской Саге о Тидреке, Велунда
захватил злой шведский конунг Нидуд и заставил его изготовлять искусные изделия,
но тот, предварительно убив сыновей Нидуда и изнасиловав его дочь, улетел на
крыльях, сделанных им из птичьих перьев. Ряд исследователей связывает последний
сюжет с греческим сказанием о Дедале (возможно, этот сюжет попал на север Европы
через посредство германских племен, имевших контакты с Римом). Афинский мастер
Дедал ("искусный"), преследуемый за убийство своего племянника, мастерству
которого он позавидовал, бежал на Крит к царю Миносу и построил для него дворец
Лабиринт; поскольку он помог герою Тесею убить Минотавра (см. примеч. Т к гл.
III), Минос бросил его в темницу, но он улетел вместе с сыном Икаром при помощи
крыльев, сделанных из воска и птичьих перьев. Икар поднялся слишком высоко,
солнце растопило воск, и Икар упал в море, но Дедал достиг Сицилии. Упоминаемое
ниже сказание о муравье и нити подробнее звучит так: Минос, желая вернуть себе
искусника, прибыл на Си-цилию, где, как он предполагал, прятался Дедал, и
попросил сицилийского царя Кокала продернуть нитку через раковину. Царь поручил
это Дедалу, который привязал нитку к муравью и пустил того в раковину; в поисках
выхода муравей вытянул и нить. Тогда Минос догадался, что Дедал прячется у
Кокала. В конечном итоге Дедал все же остался в Сицилии.
13* Юй и Хуанди -- божества, культурные герои (см. примеч. 1* к гл. IX)
китайской мифологии. Юй прекратил потоп, возведя ирригационные сооружения,
научил людей рисоводству и многому другому. Хуанди изобрел топор, ступку, лук со
стрелами, одежду, колесницу, лодку, некоторые музыкальные инструменты и т. д. В
Древнем Китае мифологическая традиция очень рано переплеталась с исторической, и
Юй, существо в образе двурогого дракона, стал в хрониках царем, родоначальником
легендарной династии Ся. Хуанди, зачатый от удара молнии, трехметровый великан с
четырьмя лицами и четырьмя глазами, был, по мнению летописцев, государем,
правившим с 2698 по 2598 г. до н. э.
14* Выше перечислены известные греческие художники (Паррасий, Панен, Тимагор) и
скульпторы (Фидий, Поликлет) V в. до н. э. Общегреческие игры (см. примеч. 34* к
гл. III) включали музыкальные и поэтические состязания, но не соревнования в
живописи и ваянии, однако самый факт стечения большого числа людей на играх
привлекал и художников, и скульпторов, и писателей (есть сведения, что Геродот
публично читал свою Историю на Олимпийских играх), демонстрировавших свои
произведения.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153