Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.


Итак, лишь юношескую игру видели в философии те, кто для наследовавшего им мира
заложил непреходящие основы мудрости и любомудрия. Чтобы раз и навсегда раскрыть
перед всеми основную ошибку софистов, их логические и этические изъяны, Платон
не пренебрегал этой легкой манерой непринужденного диалога. Ибо и для него
любомудрие, при всей углубленности, продолжало оставаться некоей благородной
игрой. И если не только Платон, но и Аристотель считал достойными самых
серьезных возражений словесные ухищрения и уловки софистов, то это потому, что и
их собственное мудрствование, их собственное мышление еще не высвободились из
сферы игры. Да и произойдет ли это когда-либо вообще?
Последовательность основных стадий развития философии можно наметить в общих
чертах следующим образом. В глубокой древности она берет начало в священной игре
в загадки и в словопрение, выполняющие, однако, также функцию праздничного
развлечения. Сакральная сторона всего этого вырастает в глубокую тео- и
философию Упа-нишад и досократиков, игровая сторона -- в деятельность софистов.
Эти сферы не отделены полностью друг от друга. Платон возводит философию как
благороднейшее стремление к истине на такие высоты, достичь которых мог только
он один, но всегда делает это в такой легкой, непринужденной форме, которая была
одним из характерных элементов его философии. При этом философия одновременно
развивается и в своей сниженной форме: как словопрение, игра ума, софистика и
риторика. Однако агональный фактор в эллинском мире был настолько значителен,
что риторика могла расширять свое поле деятельности за счет философии в ее более
чистом виде и, будучи культурой более многочисленных групп, затмевала ее,
угрожая и вовсе свести на нет. Гор-гий, отвернувшийся от глубинного знания ради
того, чтобы превозносить силу блестящего слова -- и злоупотреблять этим, являет
собою вполне определенный тип культурного вырождения. Доведенные до высшей точки
соперничество и школярство в ремесле философов шли рука об руку. И это был не
единственный раз, когда эпоха, искавшая смысл вещей, сменялась временем, которое
готово было вполне удовлетвориться лишь словом и формулой.
Игровое содержание этих явлений невозможно обрисовать четкими контурами. Далеко
не всегда можно провести явную границу между ре-бяческой Spielerei [забавой] и
лукавым умом, что временами подходит
148 Глава IX
вплотную к самым глубоким истинам. Знаменитое сочинение Горгия О несуществующем,
полностью отрекавшееся от всякого серьезного знания в пользу радикального
нигилизма, можно точно так же назвать игрой, как и декламацию о Елене, которой
он сам дал такое название. Отсутствие ясно осознанных границ между игрою и
мудрствованием видно и из того, что стоики обсуждают не имеющие смысла,
построенные на грамматических ловушках софизмы заодно с вполне серьезными
аргументами Мегарской школы27.
Повсеместно воцаряются диспут и декламация. Эта последняя также становится
постоянным предметом публичных состязаний. Говорить значило хвастливо щеголять
словами, выставлять себя напоказ. Словесный поединок был для эллина самой
подходящей литературной формой, чтобы отобразить и обсудить тот или иной
щекотливый вопрос. Так, Фукидид выводит на подмостки вопрос о войне или мире в
споре Архидама и Сфенелада, разные другие вопросы в спорах Никия и Алкивиада,
Клеона и Диодота. Так обсуждает он конфликт между властью и правом, на примере
нарушения нейтралитета острова Мелос, в споре, который целиком строится как
софистическая игра из вопросов и ответов. Аристофан в Облаках пародирует страсть
к парадным диспутам в риторической дуэли логоса праведного -- с неправедным17*.
Значение любимой софистами антилогии [противо-речия], или двойственного
высказывания, заключается, впрочем, не только в игровой ценности указанной
формы. Она, кроме того, способна метко выражать извечное свойство
неопределенности человеческого суждения: сказать можно и так и этак. Именно
игровой характер речи проявляется в том, что побеждать в словесной дуэли
все-таки остается до некоторой степени чистым искусством. Речь софиста сразу же
становится намеренной ложью, как только в свое искусство слов и понятий он
вкладывает безнравственный умысел, как это делает Калликл, распространяясь о
"Herrenmoral" ["морали господ"]28 18*. В каком-то смысле будет лживым и сам
агональный задор, если дать ему волю ценой отказа от истины. Для всех тех, кого
зовут софистами или риторами, не стремление к истине, а желание личной,
индивидуальной правоты служит путеводной нитью и целью. Архаическая ситуация
состязания -- вот что является здесь единственным воодушевляющим стимулом. Если
относительно Ницше следует полагать, как того хотят некоторые29, что он и в
самом Деле возродил агонистический дух мудрствования, то тем самым он вернул
философию к ее древнейшему состоянию возникновения в лоне первозданной культуры.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153