Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.


Здесь мы имеем дело, на мой взгляд, не с намеренным украшением текста вторжением
игровых элементов, но с тем фактом, что изложение правовых формул все еще
пребывало в высокой духовной сфере, где поэтическое словоупотребление было
естественным выразительным средством. Именно этим внезапным прорывом в поэзию
особенно характерен приведенный выше пример из фризского права, в некотором
смысле даже более убедительный, чем одно древнеисландское искупительное речение
(Тгуggбатal), которое в сплошь аллитерированных строфах говорит о восстановлении
мира, свидетельствует об уплате дани, строжайше воспрещает всякую новую распрю,
а затем, возвещая, что тот, кто нарушит мир, будет лишен мира повсюду, само
разворачивается в чреду образов, простирающих это "повсюду" вплоть до самых
отдаленных пределов.
Здесь все же мы явно имеем дело с чисто литературной разработкой некоего случая
из области права; едва ли эти стихи могли когда-либо служить документом, имеющим
практическую силу. Все это живо помещает нас в ту атмосферу первозданного
единства поэзии и сакрального изречения, о которой эта взаимосвязь как раз и
свидетельствует.
Все, что является поэзией, вырастает в игре: в священной игре поклонения богам,
в праздничной игре ухаживания, в боевой игре по-
128 Глава VII
единка с похвальбой, оскорблениями и насмешкой, в игре остроумия и находчивости.
В какой же степени сохраняется игровое свойство поэзии с развитием и ростом
своеобразия культуры?
Миф, в какой бы форме его ни сохраняла традиция, всегда есть по-эзия. Способами
поэзии, средствами воображения он передает рассказ о вещах, которые
представляются людям вправду случившимися. Он может быть полон самого глубокого
и самого священного смысла. По-видимому, он выражает связи, которые никогда не
могут быть описаны рационально. Несмотря на священный, мистический характер,
присущий мифу на той стадии культуры, которой он соответствует и к которой
относится, -- то есть при полном признании безусловной искренности, с которой к
нему тогда подходили, -- неизменно остается вопрос, может ли вообще миф быть
когда-либо назван совершенно серьезным. Миф серьезен настолько, насколько может
быть серьезной поэзия. В общем потоке всего, что выходит за пределы логически
взвешенного суждения, и поэзия, и миф устремляются в область игры. Но это вовсе
не значит -- в область более низкую. Возможно и такое, что миф -- играючи --
возносится до высот, куда за ним не в состоянии последовать разум.
Границу между мыслимым как возможное -- и невозможным человеческий дух проводит
исподволь, по мере роста культуры. Для дикаря с его ограниченной логикой
упорядочения мира, собственно, еще все возможно. Миф, с его невероятными
абсурдами, с его безмерным преувеличением и путаницей отношений и связей, с его
беззаботными несоответствиями и присущими игре вариациями, пока еще не кажется
ему чем-то немыслимым. И все же зададимся вопросом, не был ли у дикаря к его
вере в наиболее священные мифы с самого начала примешан некий элемент юмора?
Миф, вместе с поэзией, зарождается в сфере игры, но и вера дикаря, как и вся его
жизнь, более чем наполовину лежит в этой же сфере.
Как только миф становится литературой, то есть в утвердившейся форме предания
делается достоянием культуры, которая между тем высвобождается из сферы
воображения первобытного человека, он подпадает под воздействие различения игры
-- и серьезности. Он священен, следовательно он не может не быть серьезным. Но
он все еще продолжает говорить на языке первобытного человека, то есть на языке,
выражающем образные представления, где противоположение игры и серьезности еще
не имеет смысла. Мы давно уже настолько свыклись с образами греческой мифологии
и настолько готовы в нашем романтическом восхищении поставить рядом с ними
образы эады, что, как правило, бываем склонны не замечать, насколько варварскими
являются и те, и другие. Лишь столкновение с гораздо менее затрагивающим нас
древнеиндийским мифологическим материалом и необузданными фантасма-гориями из
всевозможных концов земли, которые по воле этнологов проносятся перед нашим
умственным взором, приводит нас к мнению, что при внимательном рассмотрении
образные порождения греческой
129 Homo ludens
или древнегерманской мифологии по своим логическим и эстетическим качествам, не
говоря уже об этических, совсем или почти совсем не отличаются от безудержной
фантазии древнеиндийского, африканского или австралийского мифологического
материала. В соответствии с 'нашими мерками (что, естественно, не может быть
принято за последнее слово в научных исследованиях) и те, и другие, как правило,
лишены стиля, одинаково безвкусны и пресны. Язык дикарей, -- все эти похождения
Гермеса, так же как Одина или Тора. Нет никакого сомнения: в тот период, когда
мифологические представления передаются в сколько-нибудь устоявшейся форме, они
уже более не отвечают достигнутому к этому времени духовному уровню.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153