Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

История искусства и
история во-
енного дела в настоящее время склонны рассматривать флорентийские башни скорее
как "башни для красоты", чем как всерьез предназначавшиеся когда-либо для
обороны. Средневековый город не испытывал недостатка в блистательных игровых
идеях.



XI
КУЛЬТУРЫ И ЭПОХИ SUB SPECIE LUDI*
Говоря об игровом факторе, нам было не трудно показать его чрезвычайную
действенность и чрезвычайную плодотворность при возникновении всех крупных форм
общественной жизни. Будучи ее существенным импульсом, игровые состязания, более
древние, чем сама культура, исстари наполняли жизнь и, подобно дрожжам,
способствовали росту и развитию форм архаической культуры. Культ рос в священной
игре. Поэзия родилась в игре и продолжала существовать в игровых формах. Музыка
и танец были чистой игрою. Мудрость и знание обретали словесное выражение в
освященных обычаем играх, проходивших как состязания. Право выделилось из игр,
связанных с жизнью и отношениями людей. Улаживание споров оружием, условности
жизни аристократии основывались на игровых формах. Вывод должен быть только
один: культура, в ее первоначальных фазах, играется. Она не произрастает из
игры, как живой плод, который высвобождается из материнского тела, она
развертывается в игре и как игра.
Если принять эту точку зрения -- а не принять ее кажется едва ли возможным -- то
остается вопрос, в какой мере мы можем констатировать наличие игрового элемента
в культурной жизни более поздних, более развитых эпох, по сравнению с
архаической, на которую главным образом был направлен наш взгляд. Уже не раз
примеры игрового фактора в древней культуре мы иллюстрировали параллелями из
XVIII в. или из нашего времени. Именно образ XVIII в. вошел в наше сознание как
эпоха, насыщенная игровыми и игривыми элементами. XVIII в. для нас все еще не
более как наше позавчера. Возможно ли, чтобы мы утратили всякое духовное родство
с этим недавним прошлым? Тема этой книги подводит к вопросу: что составляет
игровое содержание нашей эпохи, той культуры, в которой живет сегодняшний мир?
Мы не собираемся предлагать читателю трактат об игровом элементе культуры на
протяжении веков вплоть до нашего времени. И все же, прежде чем вступить в день
сегодняшний, обратимся хотя бы к некоторым страницам истории отдельных, знакомых
нам периодов, рассматривая на этот раз не какие-то конкретные культурные функции
в их особенностях, но вообще игровой элемент в жизни определенных периодов.
Культура Римской империи заслуживает здесь особого внимания уже в силу ее
контраста с эллинской. На первый взгляд кажется, что жизнь древнеримского
общества несет в себе гораздо меньше игровых
_________ * См. примеч. 1* к гл. I.
168
черт по сравнению с эллинским. Характер древних латинян, как нам кажется
определяется такими качествами, как трезвость, твердость, практическое
хозяйственное и юридическое мышление, небогатая фан-тазия и безвкусное суеверие.
Крестьянски-наивные формы, в которых древнеримское общество чает божественного
покровительства, отдают запахами земли и горящего очага. Атмосфера римской
культуры времен Республики -- это все еще настроение тесного кланового и
племенного сюза из которого все выросли только недавно. Забота о государстве
сохраняет черты культа домашнего Гения1*. Религиозные представления не изобилуют
образами. Имеющаяся наготове персонификация всякого представления, на какое-то
время удовлетворяющая духовным потребностям, кажется функцией высокой
абстракции, на самом же деле ско-рее является примитивным состоянием, близким
детской игре1. Такие персонажи, как Abundantia [Изобилие], Concordia [Согласие],
Pietas [Благочестие], Pax [Мир], Virtus [Добродетель], представляют отнюдь не
чисто умозрительные понятия высокоразвитого политического мышления, но
материальные идеалы примитивного общества, которое желает подстраховать свое
благополучие, по-деловому обращаясь с высшими силами2*. В этой связи с
сакральным страхованием блага большое место занимают различные календарные
праздники. Не случайно именно у римлян эти культовые обычаи продолжают носить
название игр, ludi. Ибо они были играми. В преобладающем сакральном характере
древне-римского общества заключены его глубоко игровые качества, пусть даже
игровой фактор выражает себя здесь в цветущей, красочной, живой образности
гораздо меньше, чем в греческой или китайской культуре.
Рим вырос в мировую империю. Он овладел всем, чем обладал Древний мир, который
ему предшествовал, он располагал наследием Египта и эллинизма, владел доброй
половиной Древнего Востока. Его цивилизация в избытке питалась от множества
богатейших чужеземных культур. Его государственное управление и право, его
дорожное строительство и военное искусство достигли совершенства, какого еще не
видел мир, его литература и искусство превосходно привились к греческому стволу.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153