Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Авторы: Хейзинга Йохан
Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Йохан Хейзинга
Homo Ludens


HOMO LUDENS
ARTIKELEN OVER DE CULTUURGESCHIEDENIS
СТАТЬИ ПО ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ
Составитель, переводчик и автор вступительной статьи Д. В. Сильвестров
Научный комментарий Д. Э. Харитоновича

Книга продолжает издание избранных произведений выдающегося нидерландского
историка и культуролога. Классическая работа Homo ludens [Человек играющий]
посвящена всеобъемлющей сущности феномена игры и универсальному значению ее в
человеческой цивилизации. Статьи Задачи истории культуры, Об исторических
жизненных идеалах. Политическое и военное значение рыцарских идей в позднем
Средневековье. Проблема Ренессанса всесторонне рассматривают актуальные до сих
пор философские и методологические вопросы в сфере истории и культорологии.
раскрывают теоретические и нравственные основы подхода И. Хейзинги к истории и
культуре Публикуемые произведения, с их анализом фундаментальных проблем теории
и истории культуры, отмечены высокой научной ценностью, ясностью и
убедительностью изложения, яркостью и разнообразием фактического материала,
широтой охвата, несомненными художественными достоинствами.
Издание осуществляется при финансовой поддержке фонда "Nederiands Literatir
Productie- en Vertalingenfonds"

© Д. Сильвестров, составление,
перевод, вступительная статья, 1997 © Д. Харитонович, комментарии, 1997

СОДЕРЖАНИЕ

Предуведомленье. Текст повествования в контексте игры
(Дмитрий Сильвестров)............................... 9
HOMO LUDENS. Опыт определения игрового элемента культуры
Предисловие -- введение ............................... 19
I. Природа и значение игры как явления культуры ......... 21
Игра как изначальное понятие и функция, которая исполнена смысла. --
Биологические основы игры. -- Неудовлетворительные объяснения. -- "Шуточность"
игры. -- Играть значит быть причастным области духа. -- Игра как некая величина
в культуре. -- Культура "sub specie ludi". -- Игра это чрезвычайно
самостоятельная категория. -- Игра располагается вне других категорий. -- Игра и
красота. -- Игра как свободное действие. -- "Просто" игра. -- Необусловленность
игры посторонними интересами. -- Игра ограничена местом и временем. -- Игровое
пространство. -- Игра устанавливает порядок. - Напряжение. -- Правила игры
бесспорны и обязательны. -- Группирующая сила игры. -- Отстранение обыденной
жизни. -- Борьба и показ. -- Священная игра воплощает показываемое. -- Она
поддерживает мировой порядок через его представление. -- Мнение Фробениуса о
культовых играх. -- Путь от "встревоженности" к священной игре. -- Недостаток
объяснений Фробениуса. -- Игра и священнодействие. -- Платон именует
священнодействие игрою. -- Освященное место и игровое пространство. -- Праздник.
-- Освященное действие формально совпадает с игрою. -- Настроение игры и
освящение. -- Степень серьезности в сакральных действиях. -- Неустойчивое
равновесие между освящением и игрою. -- Верования и игра. -- Детская вера и вера
дикарей. -- Разыгрываемая метаморфоза. -- Сфера примитивных верований. -- Игра и
мистерия.
II. Концепция и выражение понятия игры в языке .......... 45
Понятия об игре в разных языках не равноценны. -- Общее понятие игры осознается
достаточно поздно. -- Понятие игры распределяется иногда, между несколькими
словами. -- Слова для обозначения игры в греческом. -- Состязание это тоже игра.
-- Слова для обозначения игры в санскрите. -- Слова для обозначения игры в
китайском. -- Слова для обозначения игры в блэкфуте. -- Различия в ограничении
понятия игры.
-- Выражение состояния игры в японском. -- Японское отношение к жизни в игровой
форме. -- Семитские языки. -- Латынь и романские языки. -- Германские языки. --
Расширение и растворение понятия игры. -- Plegen и to play. -- Plegen, plechtig,
plicht, pledge. -- Игра и единоборство. -- Смертельная игра. -- Игра и танец
жертвоприношения. -- Игра в значении музыкальном. -- Игра в значении
эротическом. -- Слово и понятие "серьезность". -- Серьезность как понятие
дополнительное. -- Игра это понятие первозданное и позитивное.
III. Игра и состязание как культуросозидающая функция .... 60
Культура как игра, а не культура, появившаяся из игры. -- Лишь совместная игра
плодотворна в культуре. -- Антитетический характер игры. -- Культурная ценность
игры. -- Серьезное состязание также остается игрою. -- Главное это сама победа.
-- Прямая жажда власти не является здесь мотивом. -- Приз, ставка, выигрыш. --
Риск, случай, дари. -- Победа посредством обмана. -- Битье об заклад, сделки на
срок, страхование. -- Антитетическое устройство архаического общества. -- Культ
и состязание. -- Древнекитайские праздники по времени года. -- Агональная
структура китайской цивилизации. -- Победа в игре определяет ход природных
явлений. -- Сакральное значение игры в кости. -- Потлатч. -- Состязание в
уничтожении собственного имущества. -- По-тлатч это битва за честь.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153