Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

д.
Поистине тот швейцарский проповедник, который в стране и в век Песталоцци20*
назвал написанный им катехизис для детей Ratselbuchlein [Книжечкой загадок], и
представить не мог, что этой своей находкой он вплотную приблизился к древнейшим
пластам истории культуры.
Богословско-философский диспут вроде вопросов Нагасены и ответов со стороны
Менандра в конечном счете подводит нас непосредственно к вопросам научного
характера, которые ставили перед придворными учеными и мудрецами из чужих земель
владетельные князья более позднего времени. До нас дошел список вопросов, с
которыми император Фридрих II Гогенштауфен обратился к своему астрологу Михаилу
Скоту18, а также ряд философских вопросов, направленных мусульманскому ученому
Ибн Сабину в Марокко21*. Первый из указанных списков примечателен в свете
рассматриваемой нами темы прежде всего смешением космологического, чисто
естественно-научного и богословского. На чем покоится Земля? Сколько всего
небес? Как восседает Господь на Своем троне? В чем различие между осужденными
душами и падшими ангелами? Сплошь ли тверда Земля или в ней есть пустые
пространства? Отчего морская вода соленая? Как выходит, что ветер дует с разных
сторон? Откуда испарения и извержения вулканов? Как получается, что души
умерших, по-видимому, не хотят вернуться на Землю? и т. д. Отзвуки прошлого
примешиваются здесь к новым мотивам.
"Сицилийские вопросы" Ибн Сабину отличает скепсис и дух Аристотеля, они кажутся
гораздо более философскими, чем предыдущие. Но и они все еще примыкают к этому
древнему жанру. Молодой мусульманский философ дает чуть ли не нагоняй
императору: мол, вопросы ваши глупы и беспомощны, и вы сами себе противоречите.
В том, как скромно и сдержанно принимает император эту взбучку, Хампе видит
"Фридриха как человека" и хвалит его за это. Но Фридрих знает, как и царь
Менандр, что в игру в вопросы--ответы играют на равных:
здесь друг с другом разговаривают, вспоминая слова старого Нагасены, не как
цари, а как мудрецы.
Греки и в поздние времена все еще сознавали определенную связь между игрой в
загадки и началами мудрствования. Клеарх22*, один из учеников Аристотеля, давший
в трактате о пословицах теорию загадки, свидетельствует, что некогда она была
предметом мудрствования:
118 Глава VI
"древние имели обыкновение прибегать к загадкам как к доказательству своей
образованности (пайдейа)" -- что имеет явное отношение к фило-софского рода
упражнениям в разгадывании загадок, о чем шла уже печь выше19. И действительно,
не было бы ни трудным, ни неожиданным наметить линию от древнейших
вопросов-загадок к первым творениям греческой философии.
Не будем касаться вопроса, в какой мере само по себе слово provblhma выдает
происхождение философского суждения из некоего вызова или задания. Ясно, однако,
что всякий ищущий мудрости с древнейших времен до позднейших софистов и риторов
выступает в качестве участника поединка. Он бросает вызов соперникам, старается
нащупать их уязвимые места острой критикой и превозносит свои собственные мнения
как единственно истинные с юношеской самоуверенностью человека времен архаики.
По своей манере и форме эти ранние опыты полемичны и агональны. Речь большей
частью ведется от первого лица. Когда Зенон Элейский оспаривает мнения своих
противников, он прибегает к апориям23*, то есть исходит, по-видимому, из их же
собственных предпосылок, но выводит из них два противоречащих друг другу и
взаимоисключающих следствия. Эта форма явно свидетельствует о сфере загадок.
"Зенон спросил: "Если пространство есть нечто, в чем оно должно находиться?
Загадку эту решить нетрудно""20. Для Гераклита, "темного"24*, природа и.жизнь
представляют грифос (грифос), загадку. Он же -- разгадыватель загадок21.
Изречения Эмпедокла зачастую несут отзвук мифического отгадывания загадок. Они
еще облечены в поэтическую форму. Дикие до гротеска представления учения
Эмпедокла о происхождении животных25* не выглядели бы неуместными в
древнеиндийских брахманах26* с их необузданной фантазией: "У нее выросло
множество голов, не имевших шеи, руки блуждали вокруг, не имевшие плеч, и глаза
бегали по сторонам, лишенные лбов"22. Древний мудрец вещает в тоне пророчества и
душевного подъема. Абсолютная уверенность его та же, что у жреца, приносящего
жертву, и мистагога. Он вопрошает о первопричине всех вещей, об изначальном --
архе (архе), о становлении -- фюзис (фюзис). Это древние космогонические
проблемы, с незапамятных времен поставленные в форме загадок и разрешаемые в
форме мифа. Непосредственно из удивительных образов мифологической космологии --
вроде пифагорейского представления о 183 мирах, расположенных друг подле друга в
форме равностороннего треугольни-ка23 -- выстраивается со временем логическая
спекуляция об идее Вселенной27*.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153