Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Там, внутри, вступает в дело игра, там, внутри, царят
ее правила. Но отгороженность освященного места есть также первейший признак
сакрального действа. Это требование обособления в культе, включая сюда также
магию и отправление правосудия, содержит в себе более глубокий, нежели только
пространственный и временной, смысл. Почти ни один обряд посвящения и освящения
не обходится без создания искусственных положений обособленности и
исключительности для исполнителей или инициантов. Повсюду, где речь идет об
обете, принятии в орден или некое братство, о клятве, тайном союзе, подобное
ограничение так или иначе всегда вступает в игру, в рамках которой протекает это
событие. Жертвоприношение, прорицание, колдовство начинается с того, что
очерчивается священное для этих действий пространство. Таинство и мистерия
предполагают наличие особого места, которое служит святыней.
Формально функция такой отгороженности и ради священной цели, и ради чистой игры
совершенно одна и та же. Ипподром, теннисный корт, площадка для игры в
"классики", шахматная доска функционально не отличаются от таких вещей, как храм
или магический круг. Поразительная однородность обрядов освящения по всему миру
указывает на то, что такие обычаи коренятся в некоем изначальном и
фундаментальном свойстве человеческого духа. Это всеобщее сходство культурных
форм чаще всего сводят к причине логической, объясняя потребность в
отгораживании и обособленности заботой о том, чтобы отвести от святилища
пагубные воздействия, которые могут ему угрожать извне, ибо в силу своей
святости оно особенно подвергается опасности и само представляет опасность. Тем
самым в начало упомянутого культурного процесса ставят некие разумные
соображения и полезные цели -- утилитарное толкование, против которого
предостерегал и Фробениус. Хорошо еще, что при этом не возвращаются к
представлениям о хитрых священниках, которые выдумали религию; однако оттенок
рационалистической манеры приписывать явлению те или иные мотивы в подобном
подходе все же присутствует. Принимая же, в противоположность этому,
изначальное, сущностное тождество игры и обряда, мы тем самым признаем особое
священное место в основе своей за игровое пространство, и тогда сбивающие с
толку вопросы "почему?" и "зачем?" вообще не могут быть заданы.
Но если священнодействие формально нелегко отделить от игры, то возникает
вопрос, остается ли сходство культа с игрою чисто формаль-
38
Глава I
ным и не простирается ли оно несколько далее? Вызывает удивление, что история
религии и этнология не делают большего ударения на вопросе, в какой степени
сакральные действия, проходящие в форме игры, отличаются в то же время игровым
поведением и настроением их участников. Да и Фробениус, насколько я вижу, также
не задавался этим вопросом. Все, что я мог бы сказать по этому поводу,
ограничивается замечаниями, обобщающими некоторые разрозненные сообщения.
Само собой разумеется, что состояние духа, в котором общество переживает и
воспринимает свои святыни, отличается в первую очередь высокой и священной
серьезностью. И еще раз: истинное, всеохватывающее состояние погруженности в
игру также может отличаться глубочайшей серьезностью. Играющий всем своим
существом может отдаваться игре. Сознание того, что он "ну просто играет", может
быть полностью вытеснено на задний план. Радость, неразрывно связанная с игрой,
сопровождается не только напряжением, но и подъемом. В настроении игры есть два
полюса: безудержность и экзальтация. Не случайно оба эти слова передают некие
крайние состояния. Пожалуй, можно было бы сказать, что игровое настроение всегда
мажорно. Однако все это подводит нас к вопросам чисто психологическим, от чего
хотелось бы все-таки уклониться.
Игровое настроение по своему типу изменчиво. В любую минуту может вступить в
свои права "обычная жизнь", то ли от какого-либо толчка извне, который нарушит
игру, то ли от какого-нибудь поступка вопреки правилам, а то и из-за идущего
изнутри ослабления накала игры, усталости, разочарования.
Как же обстоит дело с ходом и настроением священных празднеств? Слово
праздновать почти все уже говорит само за себя: священный акт празднуется, то
есть осуществляется в рамках праздника. Народ, готовящийся к общению со своими
святынями, готовится к совместному изъявлению радости. Освящение,
жертвоприношение, священные танцы, сакральные состязания, представления и
мистерии -- все они обрамляются праздником. И пусть даже обряды кровавы,
испытания при инициации жестоки, маски вселяют ужас - все это разыгрывается как
праздник. "Обычная жизнь" прекращается. Трапезы, пиршества и всяческая
безудержность продолжаются в течение всего времени праздника. Взять примеры
греческих или африканских праздников -- и там, и там едва ли можно будет
провести отчетливую границу между общим настроением праздника и священным
волнением вокруг разворачивающейся в центре всего мистерии.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153