Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.


Прасущество Пуруша, то есть человек, послужило материалом для космоса. Из его
тела было создано все: "звери в воздухе, в лесу и в селениях", "месяц вышел из
его духа, из его ока -- солнце, из его уст -- Индра1* и Агни, из его дыхания --
ветер, из пупа -- поднебесье, из главы -- небо, из ступней -- земля, из ушей --
окоем; так творили они (боги)1 миры". Они сожгли Пурушу как жертву. Песню сильно
искажают примитивно-мифологические и спекулятивно-мистические мотивы. В стихе 11
даже появляется знакомая нам форма вопроса: "Когда расчленяли Пурушу, на только
частей его расчленили? Чем стали уста его, его руки, как назвали бедра его,
ступни его?"
Точно так же Ганглери спрашивает в Снорриевой Эдде. "Что было началом? Как все
возникло? Что было раньше?" В пестром нагромождении мотивов следует затем
описание происхождения мира: сперва из столкновения горячего воздушного потока и
слоя льда возникает испо-
135 Homo ludens
лин Имир. Боги умерщвляют его и делают из его плоти -- землю, из его крови --
море и озера, из костей его -- горы, из волос -- деревья, из черепа -- небо и т.
д. Снорри цитирует детали из разных стихов.
От самой первоначальной, древнейшей записи изустного мифа во всем этом осталось
весьма немногое. Все это, по крайней мере в случае с Эддой, традиционный
материал, который из области культа почти полностью перешел в область литературы
и затем сохранялся в неизменном виде последующими поколениями как духовное
наследие, достойное всяческого уважения. Мы уже говорили выше о том, что трактат
Gylfaginning [Видение Гюльви], где это встречается, в построении, тоне,
направленности едва ли несет на себе черты более серьезного обыгрывания старых
мотивов. Остается, однако, открытым вопрос, не свойственны ли были изначально
сфере, откуда вышли все эти представления, некие игровые свойства? Другими
словами (если повторить в общем виде все уже сказанное выше о мифе), есть
основание для сомнений, что индийцы ли, древние ли германцы когда-либо на самом
деле, с сознательной убежденностью, верили в такое событие, как возникновение
мира из членов человеческого тела. Во всяком случае, действительное
существование подобной веры остается недоказуемым. Можно было бы ' пойти еще
дальше: оно остается неправдоподобным.
Мы обычно склонны рассматривать персонификацию абстракций как позднейший продукт
схоластической выдумки: аллегория -- во все времена избитый стилистический прием
в изобразительном искусстве и литературе. И действительно, как только
поэтическая образность оказывается ниже уровня подлинно и изначально
мифического, перестает быть частью священнодействия, религиозное содержание ее
персонификаций становится весьма проблематичным, если не сказать -- иллюзорным.
Персонификацией вполне сознательно орудуют как поэтическим средством, в том
числе и для образования священных понятий. На первый взгляд под это суждение
подпадают понятия, встречающиеся уже у Гомера, такие, как Ате -- Помрачение, что
прокрадывается в людские сердца, и идущие следом Литы -- Мольбы, уродливые и
кривые, все -- дочери Зевса. Столь же расплывчатыми и явно надуманными кажутся
бесчисленные олицетворения у Гесиода, который являет нашему взору вереницу
абстракций, потомство зловредной Эриды: Изнеможение, Забвение, Голод, Муку,
Избиение и Убийство, Раздор, Обман, Ревность. Двое детей, которых произвели на
свет Стикс, дочь Океана, и титан Паллас, по имени Кратос и Биа, то есть Власть и
Насилие, пребывают всегда там, где находится Зевс, и следуют за ним повсюду,
куда бы он ни направился2. И все это лишь блеклые аллегории, фигуры чисто
надуманные? Видимо, нет. Есть основания полагать, что такая персонификация
человеческих свойств является скорее одной из древнейших функций созидания форм
в богослужении, когда силы и власти, окруженным которыми человек себя ощущал,
еще не приняли человекоподобного облика. Еще до того как человеческий дух
замыслил человекоподобные фигуры богов -- непосредственно охваченный тем
таинствен-
136 Глава VIII
ным и грозным, чем окружали его природа и жизнь, он дает смутные имена вещам,
которые подавляют его или возвышают. Он видит их как существа, но все еще не как
фигуры3.
Из такого первоначального занятия духа и произрастают, по-видимому,
воспринимаемые нами все еще как полупервобытные, полу-схоластические, те
представления-образы, которыми Эпмедокл населяет подземный мир, "безрадостное
место, где убийство и злоба, и сонмища иных злосчастных богов, изнуряющие
болезни и тление, и плоды разложения скитаются во тьме полями несчастья"4.
"Там были Мать-Земля и дальнозрящая Дева-Солнце, кровавая Рас-пря
степенно-покойная Гармония, Краса и Уродство, Поспешность и Неторопливость,
миловидная Правдивость и черноокая Смутность"5.
Римляне, с их явно архаичным религиозным сознанием, сохранили эту примитивную
функцию непосредственного во-ображен

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153