Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.
Скачать 312.73 Кбайт Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.
Идеологи Просвещения
были полны радостным ожиданием расцвета наук и искусств и улучшения нравов в результате повсеместного торжества идей разума. 2* Мана -- безличная, приносящая блага (удачу) магическая сила, которой, согласно верованиям многих архаических народов, обладают отдельные категории предметов, духов, людей (например, мана вождей), что придает этим предметам, людям и т. п. повышенную значимость. Слово чана заимствовано из меланезийских языков, поскольку этнологи впервые зафиксировали подобные верования в Меланезии, хотя сам феномен известен у народов Полинезии, Африки, Северной и Южной Америки и др. I 1* Sub specie ludi -- лат, букв. "под видом (формой) игры", т. е. "под углом зрения игры", "с точки зрения игры". Эти слова представляют собой парафраз известного выражения Спинозы: "Sub specie aetemitatis" -- "под видом (формой) вечности", т. е. "с точки зрения вечности". 2* Хейзинга, водимо, имеет в виду либо платоновское сравнение людей с куклами-марионетками, которыми играют боги (Законы, I, 644d--645a; VIII, 803с--804b -- ср. ниже, с. 37), либо его же взгляд на общественное устройство идеального государства как на трагедию: "...мы и сами -- творцы трагедии, наипрекраснейшей, сколь возможно, и наилучшей. Ведь весь наш государственный строй представляет собой подражание самой прекрасной и наилучшей жизни. Мы утверждаем, что это и есть наиболее истинная трагедия" (Там же, VII, 817b). 3* Vanitas -- лат. "суетность, тщетность". Аллюзия на библейское "Vanitas vanitatum et omnia vanitas" -- "Суета сует и все -- суета" (Еккл. 1, 2). 4* Ratio -- здесь: разумное начало, принцип, смысл. 5* Petitio principii (лат. "предвосхищение основания") -- распространенная логическая ошибка, когда доказательство строится на предпосылке, которая сама нуждается в доказательстве. 6* Шпильбрехер (нем. Spielbrecher, букв. "ломающий игру") -- неологизм Хепзинги, произведенный по образцу слова Streikbrecher -- "штрейкбрехер" (букв. "ломающий забастовку"). 7* Pair -- чрезвычайно многозначное английское слово, здесь означающее "честный, справедливый, беспристрастный, законный". Хейзинга подразумевает весьма важное для его дальнейших рассуждений одно из ключевых понятий английской культуры -- 345 Комментарии "a fair play", "игра по правилам", т. е. честная игра, без мошенничества, запрещенных приемов, с уважением к противнику и т. п. 8* Латинское слово illusio (архаический вариант inlusio) -- "насмешка, ирония", а также "обман, заблуждение" -- образовано от глагола illudo (в архаической форме inludo из "in-" -- "в-" и "ludo"), весьма многозначного слова, включающего значения "играть", "шутить, веселиться", "насмехаться", "обманывать, дурачить". 9* Outlaw -- англ. "человек вне закона (букв.), изгой, изгнанник, беглец". 10* фратрия -- группировка нескольких родов одного племени, фратрии имели свои наименования. между входившими в них родами предполагалось тесное сотрудничество, общий культ. Возрастные классы -- группы, на которые делилось первобытное племя; обычно таких классов было четыре: дети, молодежь, взрослые, старики; у некоторых народов каждый из классов подразделялся на два по половому признаку. О мужских союзах см.: Осень Средневековья (т. I настоящего издания), примеч. 1* к гл. VI. 11* Инициация (от лат. initiatio -- "посвящение") -- распространенная в архаических обществах система ритуалов, связанная с переходом из одного возрастного класса в другой, как правило, из разряда молодежи в полноправные взрослые члены племени, иногда -- и из класса детей в класс молодежи. У некоторых народов инициацию проходили только юноши, у иных -- и девушки. Обряды инициации включали в себя временное отделение от племени, посвящение в ритуалы, ознакомление с мифами, истязания, часто мучительные, иногда -- определенные операции (татуировка, выбивание зубов, обрезание, кое-где -- ритуальная дефлорация). Инициация символизировала смерть члена одного возрастного класса и его возрождение в качестве принадлежащего к другому. 12* См. Осень Средневековья (т. I настоящего издания), примеч. 7* к гл. VIII. 13* Древнегреческие слова и драма, восходящие к глаголу -- "делать", первоначально означали одно и то же -- "действие", "дело". 14* Древнейший период индийской религии (середина II -- I тыс. до и. э.) историки именуют ведийским, по Ведам (санскр. "веда" -- "знание", слово произведено от того же общеиндоевропейского корня, что и русское "ведать"), священным книгам, представляющим собой сборники гимнов, молитв, заклинаний, жертвенных формул и т. п. Всего существуют четыре Веды: Ригведа (Веда гимнов), Самаведа (Веда мелодии), Яджурведа (Веда жертвоприношений и Атхарваведа (Веда заклинаний^. Архаическая индийская религия по сути своей весьма магична: если в монотеистических религиях основное место занимает молитва, т. е. обращение к божеству, просьба, которую это божество может принять или отвергнуть, то в магических верованиях заклинание обладает принудительной силой. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
| ||
|