Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.


Точно так же и трагедия в ее истоках была не намеренным литературным
воспроизведением какой-либо одной человеческой судьбы, но священной игрой, не
литературой для сцены, но разыгрываемым богослужением. Actus [Сценическое
действие] на тему мифа лишь постепенно развивается в разыгрываемое в диалоге и
мимесисе представление ряда событий, в передачу повествования. Мы, однако,
воздержимся от дальнейших толкований истоков греческой драмы.
Трагедия и комедия, таким образом, изначально находятся в сфере состязания,
которое, как мы уже показали ранее, при всех обстоятельствах должно носить имя
игры. В соперничестве друг с другом поэты творят произведения для дионисийского
состязания. Государство, хотя и не занимается организацией таких состязаний,
берет, однако, на себя управление ими. Туда стекается множество желающих
состязаться поэтов второго и третьего ранга. Их постоянно сравнивают, критика
крайне придирчива. Публика улавливает любые намеки, реагирует на оттенки
качества и тонкости стиля, разделяет напряжение состязания, как нынешние зрители
на футбольном матче. В напряжении ожидают выхода нового хора, участвующие в нем
граждане целый год готовятся к выступлению.
Содержание самой драмы, особенно комедии, также носит агональ-ный характер.
Разгорается ожесточенный спор либо подвергается нападкам отдельная личность,
либо те или иные взгляды. Аристофан осыпает насмешками Сократа и Еврипида15.
Настроение драмы -- это настроение дионисийского экстаза, упоения праздником,
дифирамбического подъема, когда участвующий в игре актер, находящийся по
отношению к зрителю вне обычного мира благодаря маске, которую он носит, ощущает
себя переместившимся в другое "я", которое он уже не "представляет" на сцене, но
осуществляет, являет самим собою. В понимание этого он вовлекает и зрителей.
Сила не-
142 Глава VIII
ожданно измененного слова, чрезмерность образов и выражений у Эс-хила находятся
в полном соответствии с характером священной игры и проистекают из этого ее
свойства.
Различение серьезного и не-серьезного полностью теряет свой смысл для духовной
сферы, в которой возникает греческая драма. У Эсхила переживание величайшей
серьезности свершается в форме и с особен-ностями игры Тон Еврипида колеблется
между глубокой серьезностью и игривой фривольностью. Подлинный поэт, говорит
Платон устами Сократа должен быть одновременно трагическим и комическим, вся
человеческая жизнь должна рассматриваться одновременно как трагедия и комедия16.



IX
ИГРОВЫЕ ФОРМЫ ФИЛОСОФИИ
В центре круга, который мы пытаемся очертить с помощью понятия игры,
располагается фигура греческого софиста. Софист -- это слегка сбившийся с пути
преемник того главного персонажа архаической культурной жизни, о котором мы
поочередно говорили как о пророке, шамане, ясновидце, чудодее, поэте и которого
мы, пожалуй, все-таки будем именовать vates. Желание как можно лучше разыграть
представление, стремление в открытой схватке одержать верх над соперником -- эти
два мотора всеобщей социальной игры -- в функции софиста явлены со всей
откровенностью. Не забудем однако, что еще у Эсхила именем софиста назван мудрый
герой -- Прометей или Паламед1*. Оба они, преисполненные гордости, перечисляют
все те искусства, которые они измыслили на пользу людям. Именно хвастовством по
поводу своих обширных познаний уподобляются они позднейшим софистам, таким, как
Гиппий2*, всезнайка, помнивший все на свете, тысячеискусник и герой
экономической автаркии, похвалявшийся, что все имеющееся у него сделано им
самим; что на всех рыночных площадях ему всегда открыт путь в Олимпию3*;
предлагавший рассуждать с ним на любую тему из числа тех, кои были им лучше
всего подготовлены, и ответить на все вопросы, кем бы они ни были заданы, и
утверждавший, что никогда еще не встречал он кого-либо, кто превзошел бы его'.
Все это еще вполне стиль жреца Яджнавалкьи, разгадывающего загадки, из
литературы брахманов.
Эпидейксис (эпидейксис), представление, исполнение, показывание -- так
называется выступление софиста. И он располагает, как уже было показано,
репертуаром для своих представлений. Он получает за них гонорар -- речь идет о
вещах, предлагаемых по твердой цене: так, например, 50 драхм за выступление
Продика4*. Горгий получал столь высокие гонорары, что мог позволить себе
заказать собственную массивную золотую статую и посвятить ее богу в Дельфах5*.
Странствующие софисты, как Протагор6*, пользуются баснословным успехом. Целое
событие -- когда знаменитость из них удостаивает своим посещением какой-нибудь
город. На них взирают как на чудотворцев, их сравнивают с борцами, короче
говоря, деятельность софистов попадает полностью в сферу спорта.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153