Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.


Неразделимый комплекс представлений, простирающихся от судоговорения до игры в
кости, ярче всего проявляется в архаических культурах в функции единоборства.
Оно может иметь различные формы. Это может быть личная аристейя6*, предваряющая
или сопровождающая сражение вообще, поединок, прославляемый поэтами и
составителями хроник, хорошо и повсеместно известный в истории. Характерны,
например, такие поединки в битве при Бадре, где Мухаммед разбил ку-рейшитов7*.
Группа из трех воинов бросает вызов равному числу вражеских воинов. Они
представляются и признают друг в друге достойных противников3. В мировой войне
1914 г. аристейя ожила в виде вызова на поединок, который прославленные авиаторы
посылали друг другу в письмах, сбрасываемых с аэропланов. Личное единоборство
может служить оракулом, предвещающим исход будущего сражения. Во всяком случае,
китайцам это было известно так же хорошо, как и германцам. Перед началом битвы
наиболее отважные бросают вызов противнику. "La bataille sert a eprouver le
Destin. Les premieres passes d'armes sont des presages efficaces"4 ["Битва
служит для того, чтобы испытать Судьбу. Первые же поединки суть вернейшие
предзнаменования"]. Но единоборство может происходить и вместо сражения. В
Испании во время войны вандалов с алеманнами исход сражения решается поединком5
8*, который тем самым служит здесь не предзнаменованием, но замещением битвы,
т.е. выступает как выраженное в агональной форме краткое Доказательство
превосходства одной из сторон. Доказательство, что дело, за которое выступает
одна из сторон, являет большую силу, говорит о том, что оно -- лучше другого:
ему благоприятствуют боги, стало быть, оно правое. Однако уже в довольно ранние
времена к замене битвы на поединок примешивается мотив, что тем самым это
уменьшит
97
Homo ludens
кровопролитие. Так, в случае с меровингским королем Теодорихом в битве при
Кьерзи-на-Уазе9* сами воины говорят: лучше пасть одному чем погубить целое
войско6. Как только во времена позднего Средневековья заходит речь о
каком-нибудь блистательном, пышном, уже во всех деталях подготовленном поединке,
в ходе которого два короля или князя должны будут разрешить свою querelle
[распрю], настоятельно выдвигается мотив: "pour eviter effusion de sang
chrestien et la destruction du peuple"7 ["дабы избежать пролития христианской
крови и истребле-нья народа"]. Но старое представление о судебном деле, которое
может быть законно решено именно таким образом, все еще прочно сидит в этом
столь цепко удерживаемом обычае. Он уже давно стал международной красивой
забавой, тщеславным церемониалом, однако приверженность этой форме и
серьезность, с которой к ней прибегают, все еще выдают ее происхождение из
древних священных обычаев. Даже Карл V дважды по всей форме вызывал на поединок
Франциска I8, и этот случай, видимо, был не последним10*.
Единоборство взамен сражения едва ли можно противопоставлять судебному поединку,
которым разрешают правовой спор. Известно, какое важное место уделяли судебному
единоборству законы и обычаи Средневековья. Спорный вопрос -- независимо от
того, видеть ли в судебном поединке, вместе с Бруннером и другими9, божий суд
или же разделять мнение Шредера и прочих10, не выделяющих его из ряда
вещественных доказательств, -- в значительной мере лишается смысла, если такой
поединок рассматривать в его подлинной сущности сакрального агона, который в
качестве такового не только служит правовым доказательством, но и выявляет
милость богов.
Судебное единоборство, даже если оно и приводит порой к горестному исходу11,
изначально склонно к тому, чтобы выдвигать на первое место свои формальные
стороны и тем самым выделять свои игровые черты. Уже сама возможность проводить
такой поединок, прибегая к помощи наемных бойцов, выдает его ритуальный
характер, -- ведь именно сакраментальные действия допускают, в общем, такую
замену. Ограничения относительно разрешенных видов оружия и особые затруднения,
с помощью которых стараются обеспечить равные шансы неравноценным противникам,
-- как, например, случай, когда мужчина становился в яму по пояс, дабы сразиться
с женщиной, -- все это обычные приемы в играх с оружием. Если судебный поединок
в позднем Средневековье, видимо, протекал, как правило, без больших повреждений
и превратился в своего рода спортивное выступление, остается все же
сомнительным, нужно ли видеть в этом его ослабление до игровых форм -- или же
игровой характер этого обычая, не исключающий, впрочем, кровавой серьезности,
скорее всего лежит в основе самой его сущности.
Последний trial by battle [суд боем]\ по гражданскому иску в Court of Common
Pleas [Суде по гражданским делам] состоялся в 1571 г. на прямоугольной площадке
со стороною в 60 футов, выделенной на Тотхилл
98
Глава V
филдз в Вестминстере. Схватка

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153