Библиотека >> Онтологические проблемы референции.
Скачать 248.02 Кбайт Онтологические проблемы референции.
Раз так, то ментальные
события, чтобы удовлетворять каузальным дескрипциям, должны быть, согласно
Дэвидсону, тождественны физическим событиям[15]. Релевантные события
— процессы в мозгу, описываемые в терминах нейрофизиологии. Таким образом,
в той мере, в какой нейрофизиология сводима к физике, между процессами в мозгу
и поведением (телесными движениями) могут устанавливаться каузальные отношения.
Но на чем может основываться отождествление процессов в мозгу или каких-угодно
физически описываемых событий, которые только могут быть признаны каузально
релевантными, с психическими или ментальными событиями? Естественное предложение
— допустить существование или возможносить так называемых покрывающих ( covering)
психофизических законов, которые номически связывали бы ментальные характеристики
с физическими или, иначе говоря, обеспечивали бы переводимость всех ментальных
предикатов на язык физики. Это было бы, однако, весьма сильным допущением,
поскольку сама возможность таких законов вызывает большие сомнения; так, Дэвидсон
считает, что подобные обобщения, нацеленные на редукцию психологии в целом
к физике, не могут быть признаны законами в строгом смысле>[16].
У идеи покрывающих психофизических законов есть как противники, так и защитники;
последним важно отстаивать его, поскольку они считают, что иначе невозможно
будет отстоять и психофизическое тождество в объеме, необходимом для каузального
объяснения действий. Противники этого взгляда, в свою очередь, полагают, что
отказ от идеи психофизических покрывающих законов должен влечь за собой и
несостоятельность объяснения действий в терминах ментальных причин. Дэвидсон,
очевидно, не разделяет ни одну из позиций, считая, что идея тождества физических
и психических событий не так сильно зависит от возможности установления психофизических
законов, чтобы отказ от второй с необходимостью влек за собой отказ от первой.
С его точки зрения, все события — физические, и любое ментальное событие может
быть описано как физическое. Для того, чтобы утверждать это, не обязательно
предполагать соответствующие психофизические законы. Ментальные и физические
характеристики атрибутируются с точки зрения различных концептуальных схем;
перевод одной на язык другой невозможен вследствие неопределенности перевода.
Поэтому психическое не сводимо к физическому: отношение между этими характеристиками,
согласно Дэвидсону, такое же, как, например, между семантическими характеристиками
и синтаксическими — отношение нерудуктивной зависимости ( supervenience).
Оно предполагает, что:
…не может быть двух событий, подобных во всех физических отношениях, но различающихся в некотором ментальном отношении, или что объект не может измениться в некотором ментальном отношении, не изменившись в некотором физическом отношении[17]. Заметим, что рассматриваемые подходы — как телеологический, так и каузальный — разрабытывают интенциональные объяснения действий; существенным аспектом этой задачи является построение критерия отличия рационального поведения от так называемого простого поведения, куда относят разного рода рефлекторные движения, конвульсии, тики, мышечные сокращения и так называемые непроизвольные движения, в том числе и вербальные — стоны, вскрикивания, вздохи, бормотания и т.д. Собственно объяснение действий, однако, не является здесь предметом нашего рассмотрения; эти подходы интересуют нас лишь постольку, поскольку они проливают свет на предпосылки интенционального объяснения в его применении к вопросу о референции. Для нас важно показать, что даже в том случае, когда теория референции строится на прагматических основаниях — когда референциальная значимость термина берется как функция от способов его употребления — она может быть построена без ссылок на интенциональность. Описать поведение интенционально, с точки зрения телеологической интерпретации, значит охарактеризовать его как действие, и наоборот; очевидно, что при таком подходе просто невозможно спутать действие с простым поведением. Интенциональность, с этой точки зрения не есть ментальный акт или переживание, не есть нечто отдельное от поведения и, в то же время, не есть нечто, что можно обнаружить исследуя поведение агента в данный момент времени. Интенциональность, как структура соответствий между описаниями действий и интенционально-пропозициональных мотиваций, устанавливается в более широком контексте, предполагающем наблюдение за поведением разных людей в различных специфицируемых обстоятельствах и обучение коммуникативно и социально успешному поведению и таким способам интерпретации поведения, которые обеспечивали бы усепшное взаимодействие с другими. Иначе говоря, соответствия между описаниями, используемыми в посылках и заключениях практических рассуждений, устанавливаются в широком социолингвистическом контексте. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
| ||
|