Библиотека >> Онтологические проблемы референции.

Авторы: Лебедев М В
Черняк А З
Скачать 248.02 Кбайт
Онтологические проблемы референции.

М.В.Лебедев, А.З.Черняк

ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕФЕРЕНЦИИ.

М.,Праксис, 2001

Введение

1. Референция и содержание мира

1.1. Указание на объект

1.1.1. Указание с помощью определенных дескрипций

1.1.2. Индивидуальные и общие имена

1.1.3. Референциальная непрозрачность

1.1.4. Каузальная референция

1.2. Принцип онтологической относительности

1.2.1. Внутренние и внешние вопросы существования

1.2.2. Относительность интерпретации теории

1.2.3. Объектная и подстановочная интерпретации квантора существования

1.2.4. Подстановочная квантификация при интерпретации предикатов в духе Тарского

1.2.5. Подстановочная интерпретация метаязыка

1.2.6. Подстановочная интерпретация и скептический аргумент

1.3. Требование онтологической нейтральности и алетический реализм

1.3.1.Требование независимости истинностных операторов от сознания

1.3.2. Требование независимости истины от сознания

1.3.3. Метафизический реализм и анти-реализм

1.4. Онтологические обязательства референции и истинность высказываний

1.4.1. Аналитичность истинности и истина как корреспонденция

1.4.2. Дефляционные концепции истинности

1.4.3. Нейтральность семантической концепции истины

1.4.4. Указание на объект в условие-истинностных концепциях значения

1.4.5. Референция при когерентной истинности

2. Критерии референциальности

2.1 Референция и содержание сознания

2.1.1. Ассоциированное содержание

2.1.2. Идеация

2.1.3. Унификация

2.1.4. Наличие коммуникативной интенции

2.1.5. Интенциональная и контекстуальная зависимости

2.2. Индивидуация

2.2.1. Выделение объекта единственным образом

2.2.2. Необходимость индивидуации

2.2.3. Достаточность индивидуации

2.3. Каузальность

2.3.1. Сохранение референции в контрфактических ситуациях

2.3.2. Каузальность и индивидуация

2.3.3. Определенные дескрипции

2.3.4. Разделение лингвистического труда

2.3.5. Каузальность и дескрипции

2.4. Номологический критерий

2.4.1. Номические отношения и дизъюнктивность

2.4.2. Следование правилу

2.5 Поддержка системой референций

2.5.1 Соотношение критериев и достаточность

2.5.2. Холизм и молекуляризм

2.5.3 Системность и конвенциональность референций

3. Референция и конвенция

3.1. Достаточность условий референциальности

3.1.1 Референция как способ употребления

3.1.2 Интенциональные условия референции

3.1.3 Социолингвистические компоненты референции

3.2 Референция и индивидуальные полагания

3.2.1 Специальный контекст значимости термина

3.2.2 Роль индивидуации и проблема перевода

3.2.3 Индивидуальные полагания и пропозициональная установка

3.2.4 Условия атрибуции полаганий

3.3 Процессуально-каузальная теория референции

3.3.1 Каузальная релевантность: синтагматическая и парадигматическая трактовки

3.3.2 Требование процессуальности

3.3.3 Индивидуальный язык как процесс

Заключение

Введение

Сколько философы говорят о языке, его роли в жизни людей, особенно — в познании, столько они вынуждены обращать исключительное внимание и на то, как слова и выражения языка связаны с остальной частью мира, с реальностью — с тем, о чем говорится на языке. Естественной является предпосылка о том, что говорим мы не просто так, а о чем-то, познаем непременно что-то, и что наличие предмета разговора (или познания) как раз и отличает разговор или познание в собственном и полном смысле от чего-то, что только кажется таковым. Это допущение, скорее всего, можно считать главным фактором, обусловившим то обстоятельство, что чаще всего постулируемым (а с точки зрения сторонников этих взглядов, наиболее естественным, общим и прочным) типом связи языка и реальности является соответствие (иначе, корреспонденция) и основанная на нем репрезентация. Привлечение понятия корреспонденции подразумевает, что структуры языка каким-то образом соответствуют структурам реальности, о которой на этом языке может идти речь. Это предполагает прежде всего, что любые значимые изменения в реальности (понятой как предметная сфера языка) не оставляют незатронутым язык, и в нем происходят свои структурные изменения, как-то соответствующие первым. Привлечение понятия репрезентации подразумевает, что соответствие имеет вид отображения структуры реальности структурой языка — это, соответственно, означает, что мы не только можем заключать, воспринимая новые языковые конструкции, что с реальностью, в реальности что-то произошло, но и судить по этим конструкциям о характере изменений в мире.

Пожалуй, самым ярким результатом воздействия корреспондентно-репрезентативных представлений о связи языка с реальностью на умы философов является концепция референции.


Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152