Библиотека >> Онтологические проблемы референции.
Скачать 248.02 Кбайт Онтологические проблемы референции.
Под референцией обычно понимают вид непосредственной связи языковых
выражения с предметом в мире (в узком смысле эта связь может пониматься как
характеризующая выражения таким образом, что они, будучи употреблены определенным
образом (в определенном контексте), указывают на один единственный объект в
мире и больше ни на какой). В этом представлении изначально оказались смешанными
по крайней мере два: с одной стороны, это — обобщение фактов успешных указаний
на предметы с помощью таких выражений; с другой стороны — вызванное корреспондентно-репрезентативной
моделью убеждение в том, что успехи таких указаний не случайны, а являются результатами
существующего положения дел, а именно — что успешно и систематически указывать
на что-то есть функция самих выражений, причем только таких, которые сами по
себе обладают свойством быть непосредственно связанными с объектами, на которые
они могут указывать, т.е. иметь их в качестве своих референтов. При этом в понимании
референции можно выделить по крайней мере две трактовки:
выражение может быть непосредственно связано отношением референции с одним единственным предметом или объектом[1] в мире и больше ни с каким, так что только этот объект и никакой другой может быть его референтом при правильном употреблении; или же выражение может быть так связано с неким множеством объектов, возможно, даже не обязательно конечным — такое расширение референции обычно называют объемом или экстенсионалом термина (выражения, имеющего в каком-то смысле самостоятельное значение). Назовем трактовку (1) узкой, а трактовку (2) — соответственно, расширенной. Такое представление о семантических характеристиках определенной группы выражений и, соответственно, определенной структурной части языка, в свою очередь породило определенное направление в философском анализе языка, характеризующееся построением теорий референции. Поскольку это — теории, их задача не просто указать на определенный характер связи выражений с предметами, но объяснить его, т.е. выявить те факторы в мире, в языке или, быть может, в нас самих, которые обусловили такое положение дел. Однако, если смысл референциальной теории значения в том, что имена признаются указывающими на нечто и благодаря этой своей характеристике имеющими значения, то оказывается неважным, на какого типа сущности они указывают. Между тем, наши обычные представления о мире таковы, что, если мы пытаемся судить о нем не через призму языка, то мы, как правило, отдаем должное тем различиям, которые называем онтологическими — а именно, мы говорим, например, что быки существуют, а единороги не существуют, что мысли — у нас в голове, а смыслы — где-то в словах, но и то и другое нельзя ощутить органами чувств; на более утонченном уровне дискурса мы можем различить их как сущности разных видов, относительно которых существовать значит каждый раз разное. Референциальные, согласно обыденным представлениям, слова и словосочетания, между тем, к нашему неудовольствию не фиксируют (по крайней мере prima facie) этих различий: единорог как имя грамматически ничем не хуже, чем бык; мысль, смысл — не отличаются грамматически от стол и стул и т.д. Мы можем с равным успехом обозначать таким образом предметы, обладающие различным онтологическими статусами, включая понятия о предметах. Очевидно, чтобы такие термины, как, например, бык и единорог, отражали соответствующие онтологические различия, их значения — семантические характеристики — должны позволять устанавливать эти различия. Но, если значение термина состоит в его референции, то на каком основании такое может быть выполнимо? С другой стороны, у нас есть способы фиксировать нужные онтологические различия через утверждение различий между типами признаков, которые могут характеризовать те или иные виды сущностей и которые, скажем, для индивидуальных объектов, локализуемых в пространстве и времени, интуитивно не такие, как для смыслов или ментальных сущностей. На таких интуициях основано простое решение, к которому подчас прибегали философы — провести демаркационную линию между существующим и несуществующим (или, например, так: ‘existere/subsistere’) по этим качественным различиям. Но при таком подходе референция не гарантирует существования и тогда, например ничто, чье употребление в языке так сходно с употреблением имен, вполне может трактоваться как имя какой-то сущности (например, не существующей). Другие известные возражения против такого решения состоят в указании на следующую из него абсурдность не только утверждения существования относительно чего-то несуществующего, но и — отрицания его существования. У.В.О.Куайн назвал проблемы такого рода проблемами бороды Платона: несуществующее в каком-то смысле существует, поскольку есть нечто, о чем идет речь. Но в каком отношении можно говорить о том, Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
| ||
|