Библиотека >> Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)
Скачать 312.37 Кбайт Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)
Котарбинского, приводимых Лесьневским, с которыми он, очевидно, согласен. Значение связки "есть" в Онтологии Котарбинский называет "основным", "первичным", "как в предложении "Уран есть планета". Здесь слово "есть" - продолжает Котарбинский - функционирует в элементарной роли, в роли вневременного союза между неким единичным именем с левой стороны и другим именем с правой стороны. [...] Иногда мы встречаем иное, вторичное употребление обсуждаемой структуры, например, в предложении "Кит есть млекопитающее". Здесь [...] с левой стороны необязательно выступает единичное имя ("кит" является общим именем), а целое функционирует в роли заменяющего сокращения для иного предложения, имеющего условное строение. В настоящем случае оно звучало бы : "Что-либо есть кит, есть и млекопитающее". ([1931 ] ,S.166 ) Навряд ли можно согласится с Котарбинским в пояснении "единичного предложения" при помощи "условного строения" его структуры, но то, что антецедент условного предложения эксплицирует "заменяющее сокращение", каковым оказывается подлежащее (а не вся структура) единичного предложения, то это верно в том смысле, что "кит" есть имя выражения "что-либо есть кит", как и имени "млекопитающее". Таким образом, "заменяющее сокращение" косвенно подтверждает номинативную роль подлежащего, реализуемую связкой "есть". Во всяком случае следует подчеркнуть, что связка "есть" не содержит никаких пространственно-временных коннотаций.
По поводу обоснования названия обсуждаемой теории, приведем обширную цитату Т.Котарбинского, которую Лесьневский "полный гордости" помещает в своей работе: "Это название также и в том имеет обоснование, что единственным присущим первичным термином в принятой аксиоматике этой системы является термин "est", т.е. "есть", что соответствует греческому " esti ". Итак, желая это подчеркнуть, можно образовать название этой системы от соответствующего причастия, звучащего "он" (родит. - "онтос"), что значит "существующий". Если все-таки несмотря на эти соображения мы не употребляем [...] слово "онтология" как название исчисления имен, то исключительно из опасения перед недоразумением. Недоразумение могло бы возникнуть вследствие того, что это название укоренилось уже в иной роли. А именно, "онтологией" издавна принято называть исследование "о общих законах бытия", проводимых в духе определенных частей аристотелевских "метафизических" книг. Однако следует признать, что, если аристотелевскую дефиницию начальной теории ("протофилософии"), о которой главным образом говорится, по крайней мере, в этих книгах, интерпретировать в духе "общей теории предметов", тогда равно как на слух, так и по смыслу, ее можно применить к исчислению имен в представлении Лесьневского". ( Kotarb inski [1929], S.253 ) Сам же Лесьневский к сказанному добавляет: "Обобщая упомянутые здесь г. Котарбинским терминологические тенденции [...], с которыми на протяжении ряда лет я свыкся, и принимая во внимание связь, возникшую между единственным первичным термином моей теории и обсуждаемым г. Котарбинским греческим причастием, я пользовался для обозначения теории, которую культивировал, названием "онтология", ибо оно не коробило моего "языкового чувства" благодаря именно тому обстоятельству, что я формулировал в этой теории определенного вида "общие принципы бытия". ( [ 1931 ,S.163 ) Это знаменательное замечание свидетельствует о принадлежности Лесьневского к традиции "общей теории предметов". Формальное изложение Онтологии достаточно сложно по многим причинам. Во-первых, хотя Онтология генетически возникла ранее Прототетики, ее "формальное изложение покоится на прототетике" ([ 1930a ], S.113), более того, - продолжает Лесьневский, - "следует отметить, что в аутентичной редакции моей системы оснований математики система онтологии следует из системы прототетики" (S.115). Во-вторых, Лесьневский использует символику, отличную от общепринятой, вводя многочисленные сокращения, некоторые из которых будут приведены. Единственное формальное изложение Онтологии дано в работе [ 1930a ], написанной на немецком языке, особенности которого позволяют иногда выявить характерные черты этой теории. Так, вводя в рассмотрение "единичное предложение", Лесьневский называет его "специальной примитивной функцией "О {A a}", в которой термин "О " является постоянным функциональным знаком" (S.114). Термин "функция" в немецком языке, как правило, выражает или обозначает процесс, однако эта особенность не коробит "языкового чувства" автора Онтологии. Начало этого процесса настает тогда, когда "в момент, в котором начинается построение системы онтологии", уже известны предложения, принадлежащие Прототетике. Чтобы не приводить часто цитаты, свидетельствующие о динамическом характере Онтологии отметим, что слово "момент", отмечающее начало процесса вывода в Прототетике, встречается в тексте работы "Об основах онтологии" достаточно часто. Вместе с тем динамический характер теорий Лесьневского привносил трудности в их изложении не только комментаторам, но и автору. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
| ||
|