Библиотека >> Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)
Скачать 312.37 Кбайт Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)
74). Следовательно, согласно Твардовскому, форма синтетического суждения является частью некой более общей формы суждения, которая выражает суждение как целое. Какова форма этого целого? В неоконченной «Теории суждений» Твардовский ([1996],с.72) подвергает сомнению общепринятое деление суждения на части: «Каждое ли суждение состоит из субъекта и предиката - этот вопрос относится к одной единственной части суждения, именно той, которую мы привыкли называть материей и этот вопрос может быть и был трактован независимо от того, который я выбрал предметом настоящего рассуждения и который можно сформулировать следующим образом: справедливо ли утверждение, различающее в суждении форму и материю как основные части? Если нет, то каким образом следует их изменить?». Ответы на поставленные вопросы еще предстоит отыскать
Почему же Твардовский не смог закончить текст «Теории суждений» и, в конечном счете, привести форму суждения как целое? Частично причину можно найти уже в работе [1894], в которой Твардовский приближение к предмету суждения начинает с опосредующих вспомогательных представлений единичных предметов, а не с представления предмета общего представления. Он пишет: «Как только возникает необходимость назвать общие предметы, то должно быть упомянуто - так как их представления можно вызвать лишь посредством вспомогательных представлений - название, которое первоначально значит единичное представление для того, чтобы оно ассоциировалось с ними и таким опосредованным образом вызывало общее представление» (S.90). К сожалению, это же направление аппроксимации предмета общего представления сохранено и в «Теории суждений». Удивительно, что такой знаток текстов Аристотеля, как Твардовский, упустил из виду редукционистский метод познания сути вещи Стагиритом, в котором форма вещи умаляется до мизерности в своей материи, принимая все более и более очертания предметов единичных представлений. Глава 2. Мир языка Казимира Айдукевича. § 1. Предмет и метод философии К. Айдукевича. Во Львовско-варшавской школе предмет философии часто определялся в виде совокупности отдельных философских дисциплин (дистрибутивное понимание), или как наука с единой сферой приложения своих методов (коллективное понимание философии). Бурное развитие некоторых философских дисциплин, и как следствие - непостоянство их границ, предопределило коллективное понимание Айдукевичем [1949] философии. Он писал: "Еще недавно именем "философия" называли следующие дисциплины: метафизику, теорию познания, логику, психологию, этику, эстетику. В настоящий момент произошел или происходит процесс специализации наук и некоторые из названных выше дисциплин отрываются или уже оторвались от философии. Связь с философией старается разорвать современная психология, чувствуя себя ближе или к биологии, или к социологии, чем к оставшимся философским наукам. Равно порывает с философией и современная логика, которая в некоторых своих частях считается более тесно связанной с математикой, чем со своими остальными до сего времени "товарищами" по философии. Также и этика, насколько ее понимают как науку о морали, а не как изложение некой морали, подобно эстетике демонстрирует центробежные тенденции. Единственно верными матери-философии остаются метафизика и теория познания, как и т.н. нормативная этика, стремящаяся поучать тому, что хорошо, а что - плохо" (S.11). Айдукевич не выражал сожаления о том, что понятие философии не имеет ни устоявшегося значения, ни определенной области применения. Он вообще не стремился отыскать некоторое общее свойство, присущее философским дисциплинам, а старался, используя описательный метод, эксплицировать философские проблемы и прояснить типичные способы их решения. Основной философской дисциплиной он считал теорию познания, роль которой оценивал следующим образом: "Метафизические вопросы являются в значительной мере следствиями выводов из тех или иных эпистемологических взглядов о том, какова реальность действительно" ([1949],S.106). Один из методов описания, берущий начало от Твардовского - метод парафразы, опишем подробно. Как кажется, этот метод восходит к схоластике и представляет собой семантический эксперимент, подобный тому, в котором использовались суппозиции в Средневековье при проверке значений слов. В отличие от парафраз Твардовского в своей модификации метода Айдукевич использует логику. Метод парафраз в своем творчестве Айдукевич применял неоднократно. Мы же его изложение обсудим "на примере связи, возникающей между логическим экстенсионализмом и вопросом о идентичности психических и физических явлений" (Ajdukiewicz[1934]). Одно из решений проблемы "быть психофизическим" говорит, что физические и психические явления идентичны в том смысле, что каждое психическое явление сопровождается связанным с ним явлением физическим, и наоборот. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
| ||
|