Библиотека >> Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)
Скачать 312.37 Кбайт Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)
Несомненной заслугой Лукасевича считается создание им многозначных логик.[37] И все же следует задаться вопросом: что послужило причиной разложения оценки "истина"? С учетом вышеизложенного, в частности, в связи с экстенсиональной интерпретацией функторов модальности, говорить о какой-то расчлененности предметов, даже таких абстрактных как истина или необходимая причина не приходится. Наверное, однозначного ответа на поставленный вопрос не существует. Однако некоторые соображения в этой связи, как кажется, должны быть высказаны.
Прежде чем приступить к поиску ответа на вопрос о причине деструкции истинностного значения в качестве камертона, создающего установку на анализ этой причины, примем во внимание некоторые соображения, касающиеся творчества Лесьневского. Если руководствоваться дихотомией философии языка, то Лукасевич и Лесьневский стоят в оппозиции друг к другу. Эту оппозицию удается проследить и в их творчестве. Можно было бы предположить, что для номиналиста Лесьневского, целью которого было имя существующего предмета, а средством достижения - связка "есть", такой целью окажется истинностное значение как предельное имя, тем более, что модус использования имени субъекта суждения совпадал с модусом истинностного значения как имени предложения. Однако так не случилось вследствие необыкновенно сильной установки Лесьневского на экстенсиональность. Платой за дерзость именовать предметы для Лесьневского была бесконечность процесса переименования. С Лукасевичем дело обстоит иначе хотя бы потому, что исходным пунктом рассуждений для него был метафизический процесс, представляемый, например, отношением причинности; процесс дедукции стал и его целью. Мог ли Лукасевич, изгнавший из своей метафизики деятельностную субстанцию (предмет в случае суждения) считать ее результатом? Конечно нет. Результатом процесса, в частности, дедукции для Лукасевича оказалось истинностное значение, которое все же implicite рассматривалось им как процесс. Обобщенно говоря, поиск первых причин этого процесса привел Лукасевича к расчленению истинностного значения на части в полном согласии с той задачей, которую он поставил вначале своего творчества и которую характеризовал следующим образом: "Исследование свойств и законов тех целостностей, которые могут быть образованы предметами любого вида не принадлежит никакой частной науке, но является задачей отдельной теории целостности, являющейся частью метафизики". ([1907],S.54) Поэтому Лукасевич, поставивший процесс во главу угла, был обречен и результат, каковым оказалось истинностное значение, трактовать также. Общим в позициях Лукасевича и Лесьневского была экстенсиональность, сначала суждения, а потом и пропозиции. Причем в случае с Лукасевичем она подкреплялась устойчивой антипсихологической позицией, занятой в самом начале творчества. Уже в "Анализе и конструкции понятия причины" [1907] он пишет: "Логическая ошибка, которую обычно совершают философы состоит в том, что они не отличают предмет представлений от предмета означенного . Представленный предмет является и здесь чем-то, что появляется во внутреннем опыте, неким имманентным предметом, которым занимается психология; однако означенный предмет в этом случае является чем-то абстрактным и трансцендентным.[...] Кто не видит этой разницы, [тот] смешивает оба предмета и считает, что понятие существует во внутреннем опыте как некий духовный образ. Так возникает теория, которую согласно средневековой терминологии можно назвать концептуализмом, и которая также ошибочна, как номинализм, согласно которому общие понятия суть только слова". (S.11) Состояние же философии в начале XX ст. Лукасевич оценивает так: "Логика должна была уступить психологии познания; метафизику, ту давнюю, добрую метафизику в значении Аристотеля и схоластов, т.е. науку о том, что есть, поскольку оно есть [...] отодвинула теория познания и различного типа "критики".(S.11) Лукасевич не считает предмет необходимым, но полагает возможным обнаружить предмет познания посредством необходимых связей, отношений, для чего "нужно подробно проанализировать как понятие необходимости, так и свойства этого необходимого отношения".(S.26) Он не указывает, где размещен предмет его познания, но таковой, по всей видимости, опосредованно предполагает обнаружить в сфере метафизической, "поскольку необходимых связей в природе мы не наблюдаем".(S.26) Не предмет необходим, но необходимо существование предмета, которое Лукасевич рассматривает как отношение и процесс: "Итак, необходимым, как и ненеобходимым не может быть ни один предмет сам по себе; [...] не Бог необходим, но только Его существование".(S.49) О том, что формы существования (прежде всего необходимого) и формы суждения (прежде всего экзистенциального) Лукасевич считает аналогичными, об этом было сказано ранее. Подобие процессов существования и суждения подвинуло Лукасевича к тому, что т.н. конституционные свойства исследуемых им процессов также подобны. Эти свойства разделяются им на два класса: относительные свойства и безотносительные, причем первые относятся к процессам, а вторые - к результатам. Например, понятие причины является результатом, "реальным предметом", а свойства этого предмета - свойствами безотносительными. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
| ||
|