Библиотека >> Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)
Скачать 312.37 Кбайт Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)
123/124).
На основании дефиниции суждения каждому предложению, равно как истинному, так и ложному ставится в соответствие суждение, утверждаемое в этом предложении. Тем самым, считает Айдукевич, "получено решение интригующего вопроса: что утверждается в ложном предложении". Ответ таков: "Соответствие между синтаксическими позициями и предметами может быть согласованным или несогласованным с относительными местами этих предметов в действительности. Если предложение, утверждающее данное суждение, истинно, то тогда эти относительные места, занятые соответствующими предметами, о которых в этом предложении идет речь, соответствуют синтаксическим позициям, которые этим предметам были предназначены в суждении, утверждаемом предложением. В таком случае кажется естественным такое суждение, утвержденное в истинном предложении, назвать фактом" ([1971], S.124). Из сказанного Айдукевичем можно сделать вывод: то, что утверждается в ложном суждении, фактом не является. Использование денотации каждого выражения, входящего в предложение, позволяет Айдукевичу в предметном языке построить частичную дефиницию истины как соответствие фактам. Коннотацией предложения "Сократ любит Алкивиада" является следующая запись множества пар: , , . Имя этого предложения, обладающее денотацией, имеет вид: Сократ любит Алкивиада (1,1) (1,0) (1,2) Частичная дефиниция истины записывается следующим образом: {,Сократ>,,любит>,} является истиной = = Сократ любит Алкивиада (1) (1,1) (1,0) (1,2) Выражение в фигурных скобках в левой части эквивалентности является именем суждения, истинность которого утверждается; в правой части находится предложение, утверждающее это суждение. Вышеприведенная эквивалентность подобна частичной дефиниции истинности предложения "Сократ любит Алкивиада" истинно = Сократ любит Алкивиада (2) Отличие дефиниции (1) Айдукевича от дефиниции (2) Тарского в том состоит, что в последней эквивалентности речь идет как о словах, так и о предметах, ими называемых, тогда как в первом тождестве - только о предметах, а не о словах. "Именно поэтому - заключает Айдукевич - [...] можно считать, что эта частичная дефиниция (1) сформулирована исключительно в предметном языке" ([1971], S.126). Правда, Айдукевич замечает, что символы синтаксических позиций выступают в правой части не как слова, но как флективные окончания слов, однако в левой части эти символы трактуются как слова, а именно - как имена синтаксических позиций. Поэтому дефиницию (1) нельзя признать сформулированной исключительно в предметном языке. Айдукевич надеется исправить это положение путем обобщения понятий коннотации и суждения и их освобождения от метаязыкового понятия синтаксической позиции. При всех отличиях прежних, довоенных и позднейших дефиниций значения конструкции Айдукевича имеют общее свойство - они являются интенсиональными конструкциями в экстенсиональной формулировке. Вместе с тем концепция суждения как коннотации предложения не применима к интенсиональным контекстам. Вопросу элиминации таких контекстов Айдукевич посвятил выступление в США в 1959 г., опубликованное позже с названием "Интенсиональные выражения" [1971a]. В нем он пишет: "[...] основная идея нашего метода устранения интенсиональности следующая. Оператор интенсиональности, например, "верит, что ..." является анализатором, который разбивает синтаксическую структуру подчиненного предложения на отдельные простые слова и учитывает при этом их первичную синтаксическую роль, соответствующую им в этом предложении. Он в том смысле разбивает упоминаемую структуру, что все те предложения, которые были членами подчиненного предложения, не являются членами всего составного предложения; это только простые слова в подчиненном предложении, характеризуемые своими синтаксическими позициями, занимаемыми в этом предложении и являющиеся членами составного предложения" ([1971a], S.150). Легко видеть, что в анализе интенсиональных контекстов Айдукевич развивает свой подход к значению выражений в экстенсиональных контекстах, т.е. пытается оперировать интенсиональными конструкциями в их экстенсиональных формулировках, или более точно - отыскать синтаксические эквиваленты семантических свойств интенсиональных выражений, а тем самым преобразовать их в экстенсиональные. В последние годы жизни Айдукевич еще раз возвратился к понятию значения в связи с отношением этого понятия к концепции крайнего эмпиризма, или попросту - методологического эмпиризма. Он стремился разработать такую концепцию значения, которая бы не влекла эпистемологических следствий, т.е. была бы "чисто" семантической концепцией. Айдукевич писал: "Тремя годами ранее мне представилась новая концепция значения, которая это отличие (т.е. отличие между значениями выражений, не разнящихся денотациями - Б.Д.) трактует иначе, чем ранее. [...] Эта моя новая концепция приближается к концепции Милля, ее можно даже считать ее развитием и уточнением. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
| ||
|