Библиотека >> Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)
Скачать 312.37 Кбайт Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)
Современная философия попросту не понимала исследований этого вида. Из различных необходимых отношений занимались главным образом отношениями причинности; но и исследование в области причинности она проводила присущим ей психологическим способом".[1907, S.55]
Итак, понятие причины - это лишь один предмет из множества абстрактных реальных предметов, которым присущи общие черты, т.е. имеет место аналогия между такими предметами. Она устанавливается прежде всего на основании существования предмета, возможно, косвенным образом, когда существование одного предмета подтверждает существование другого, как, например, понятие причинности и суждение. Так Лукасевич считает, что "каждый член отношения причинности удается выразить в экзистенциальной форме и это следует из определенного значения понятия "существовать". Это слово - пишет Лукасевич - мы очень часто употребляем в значении "быть истинным" [byc naprawde], а следовательно, быть предметом истинного [prawdziwego] утвердительного суждения. Поэтому в сущности, если два отношения принадлежности некоего свойства данному реальному предмету связаны узлом причинности, то в таком случае истинность, соответственно ложность, суждений, относящихся к этим отношениям принадлежности связаны отношением основания и следствия". [1907, S.50] Другой важной характеристикой отношения причинности является, по мнению Лукасевича, отсутствие "специального временного отношения, которое бы нас принуждало к определению причины как предмета одновременно со следствием, либо упреждало его". Вот эти главнейшие свойства отношения причинности, составляющие аналогию с логическим отношением основания и следствия, позволяют Лукасевичу использовать дедуктивный метод как в области суждений, так и в области абстрактных предметов, хотя часто и неявно, а иногда - очевидным образом, например, для истинностных значений. В дальнейшем эта аналогия, предваряемая анализом, приведет Лукасевича к созданию многозначных логик, разложивших, казалось бы нерасчленимое - абстрактный предмет "истину", ибо отношения, ставшие центральным пунктом его анализа, в частности, интралингвистические отношения, потребуют интерпретации не только в языке, но и в действительности. Позже отмеченная аналогия несколько ослабнет и взгляды Лукасевича изменяться, например, на отношение причинности [1922], но в целом его подход к научным исследованиям останется прежним, вершиной которого будет дедуктивный метод. Метод же индуктивный, который составляет ядро аналитической философии, рассматривавшей наряду с явлениями действительности и их выражения в языке, являющиеся также предметами этого метода, будет Лукасевичем оставлен окончательно, что и знаменует второй период его творчества, логический. В выступлении на II Польском философском съезде в 1927 году программа построения научной философии в глазах Лукасевича выглядела следующим образом: "Будущая философия должна начать свое строительство с самого начала, с фундаментов. Начать же с фундаментов - это значит сначала пересмотреть вопросы, которые можно сформулировать понятно, отбросив все прочие. Уже в этой предварительной работе математическая логика может быть полезна, т.к. она установит значение многих выражений, относящихся к философии. Затем следует приступить к решению тех вопросов, которые можно сформулировать понятно. Наиболее соответствующим методом, который следовало бы с этой целью применить, кажется, опять же должен быть метод математической логики, дедуктивный метод, аксиоматический. Основываться следует на предложениях по возможности интуитивно ясных и определенных и такие предложения следует принять как аксиомы. Первичными, т.е. неопределяемыми понятиями нужно выбрать такие выражения, смысл которых можно всесторонне выяснить на примерах, нужно стараться, чтобы аксиом и первичных понятий было как можно меньше и нужно их все точно учитывать. Все прочие понятия должны быть безусловно определяемы на основе первичных понятий, а все прочие утверждения - безусловно доказуемы на основании аксиом и при помощи принятых в логике методов доказательства. Полученные таким образом следствия необходимо непрестанно контролировать данными интуиции и опыта, а также результатами прочих наук, особенно естественных. В случае необходимости следует систему подправлять, формулируя новые аксиомы и подбирая новые первичные понятия. О контакте с действительностью следует заботиться постоянно с тем, чтобы не образовывать мифологического бытия типа платоновских идей или вещей-в-себе Канта, но познать сущность и строение того реального мира, в котором мы живем и вершим, и который хотим как-то преобразовать в [мир] лучший и совершеннейший. В этой работе покамест нужно себя вести так, как будто в философии до сих пор ничего не сделано".[1928, S.4] Важнейший вывод, который можно сделать из приведенной программы реформ Лукасевича - это усечение философии в методе и предписывание ей пользоваться только результатами, отметая большинство процессов, прежде всего психологических, оставляя единственно в употреблении процессы дедукции. Тем самым сужая использование метода, Лукасевич сужает философию и в предмете, полагая таковым, в качестве примера и представителя, мейнонговский объектив как коррелят такого предмета. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
| ||
|