Библиотека >> Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)
Скачать 312.37 Кбайт Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)
При такой интерпретации возникает опасность порочногокруга, поскольку опосредованно основанное на опытепредложение дедуктивно выводится из некоторых предложений позаконам логики, но сначала нужно принять эти законы. А чтобыпринять законы логики как предложения, опосредованнооснованные она опыте, необходимо предварительно провестилогический вывод, предполагающий принятие законов логики.Айдукевич замечает, что законы логики можно понимать какпредложения, или как основания для вывода. В первом случаезаконы логики могут быть понимаемы и как законы теории, а вовтором - они принадлежат метатеории. Следовательно, вопрособ эмпирической интерпретации логики появляется тогда, когдаее законы понимаются как предложения науки. По мнениюАйдукевича подобное использование законов логикиподтверждается научной практикой, поскольку ученые непроводят постоянно метатеоретической рефлексии и незадумываются над тем, являются ли используемые ими правилавывода правомочными с точки зрения логики, или нет - ученыепросто используют эти правила. Очевидно, что в языке, в котором законы логикитрактуются как предложения опосредованно основанные наопыте, никакие аксиоматические директивы значения недействительны, поскольку в этом языке вообще нетаналитических предложений. А если в языке нет аналитическихпредложений, принимаемых в силу аксиоматических директив, тов нем вообще отсутствуют аналитические предложения, ибоодних дедуктивных директив для получения аналитическихпредложений недостаточно. Поэтому для языков безаксиоматических правил тезис крайнего эмпиризма - каждоепредложение основано на опыте - имеет место, а в такихязыках нельзя принимать неэмпирические предложения. Темсамым законы логики зависят от того, как понимается язык;языкам с аксиоматическими директивами значения присущааналитическая концепция логики и умеренный эмпиризм, аязыкам без таких директив - эмпирическая концепция логики икрайний эмпиризм. Необходимо отметить, что в реферируемой здесь работе"Логика и опыт"[1947] Айдукевич стремится показатьвозможность построения языка, согласованного с постулатамикрайнего эмпиризма и нигде не пишет, что готов принять языкбез аксиоматических директив как язык своейэпистемологической рефлексии. Представленная в этой работепозиция рассматривается Айдукевичем как программа. "Задачейнашей статьи - продолжает польский философ,- былоисследование, является ли программа крайнего эмпиризмавыполнима в принципе. Является ли эта программацелесообразной - это может показать научная практика. Однаконе кажется, чтобы ее фактическая реализация до настоящеговремени проходила согласно программе крайнегоэмпиризма"([1947], S.60)
Дальнейшая эволюция эпистемологических взглядовАйдукевича свидетельствует о том, что со временем он сталсчитать крайний эмпиризм позицией не только возможной, но ижелательной. В последние годы жизни Айдукевич вполнеопределенно занял позицию крайнего эмпиризма. В работе"Проблема эмпиризма и концепция значения"[1964], являющейсякак бы завещанием философа, утверждается, что предлагаемое в[1947] решение является половинчатым, поскольку онодопускает наличие дедуктивных директив, являющихсяаприорными элементами познания и не поддающихся контролюопытом. По мнению Айдукевича последовательное проведениевзглядов крайнего эмпиризма требует основательной ревизииконцепции значения и выработки такой, которая бы не имелаэпистемологических следствий. § 5. Категории синтаксические, семантические и онтологические. Несмотря на то, что понятие значения не всегда достаточно удачно согласовывалось с эпистемологическими концепциями Айдукевича, оно все же часто служило исходной позицией для решения вопросов семантики, сформулированных в естественном языке. Примерами могут служить две работы, использующие один и тот же понятийный аппарат, но примененный к языкам с различной степенью формализации. Так в работе "К вопросу об "универсалиях"" [1934c] понятие семантической категории применимо к естественному языку, а в статье "О синтаксической связности" ("Die syntaktische Konexitдt") [1935] - речь идет о языке формализованном, в котором категории значения, образованные из основных семантических категорий, выражают синтаксическое свойство связности, а значит все же являются тем самым и синтаксическими категориями. С формальной точки зрения излагаемый в названных работах анализ проводится по схеме "функторы и их аргументы". По поводу прилагательного к термину "категория" в литературе существуют разночтения: является ли адекватным указанной схеме анализа название "семантическая категория", или "синтаксическая категория"? Айдукевич [1934] понятие семантической категории расширяет до понятия категории значения, а эту последнюю - до понятия онтологической категории. Вопрос не заключается в том, какова категория является изначальной - семантическая, синтаксическая или категория значения. Вопрос выбора категории предрешен соотношением синтаксиса и семантики и в общих чертах выражается в нахождении синтаксических эквивалентов семантических свойств. Эти же последние выражаются в категориях значения, или даже онтологическими категориями. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
| ||
|