Библиотека >> Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)
Скачать 312.37 Кбайт Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)
Результатом этих отношений является отсутствие какого-либо сотрудничества философов и представителей конкретных дисциплин, столь полезное для обеих групп исследователей. Но и в самой философии сложившееся положение дел, считает Котарбинский, не наилучшее. Профессора философии не являются, да и не могут быть компетентны во всех частях совокупно понимаемой философии. Если они учат всему, что считается философией, то обречены на дилетантство, а если учат только тому, в чем специализируются, то оставшаяся проблематика философии оказывается в процессе обучения нетронутой. Это же можно сказать и об исследовательской практике.
Во избежание негативных последствий выход из сложившейся ситуации философы ищут, по мнению Котарбинского, в создании различных проектов философии в форме самой общей науки, в виде синтеза наук, теории науки и т.п. Но таким образом перспектива философии очерчивается с содержательной точки зрения, а с этой позиции трудно обрести согласие во взглядах. Котарбинский предлагает радикальное решение: отказаться от употребления слова «философия». Его реформа предполагает вместо употребления термина «философия» использование названий отдельных философских дисциплин. Так следует говорить не о философии вообще, а о психологии, о логике, этике, истории философии и т.д.; бессмысленно организовывать съезды философов, но следует организовывать конгрессы по логике, этике и т.д.; необходимо также ликвидировать общие философские журналы и выпускать специализированные. Ликвидаторские предложения Котарбинского не были восприняты философским сообществом. Традиции оказались крепче, чем этого ожидал инициатор терминологической реформы. Более на своем предложении Котарбинский не настаивал и не возвращался к нему, а его проект остался грозной филиппикой без последствий. Еще и сегодня можно встретить философские факультеты, соединившие разнородные специальности с философией в ее узком понимании. Со временем Котарбинский отошел от взглядов, изложенных выше. В концепции философии как совокупности дисциплин, развитие которых сопровождается центробежными и центростремительными тенденциями, он более не усматривал опасности. В [1936a] он выделяет четыре обобщающие концепции философии: философия как взгляд на мир, как конструкция идеала, как путь самопознания, и как критика знаний. Наиболее близкой Котарбинскому была последняя концепция, хотя он и не скрывал симпатий к концепции философии как взгляду на мир, ведущему к метафизике. Связь философии как критики знания и мировоззрения можно обнаружить во вступительной речи Котарбинского в профессорскую должность, названной «О большой и малой философии».[24] В ней автор противопоставляет созданию больших философских систем детальный анализ понятий, употреблявшихся в прошлом и используемых в настоящее время. Для Котарбинского такой анализ служил исходным пунктом в понимании (а в случае реизма - и в построении) больших философских конструкций. Будучи приверженцем малой философии Котарбинский считал, что созданию философских систем мировоззренческого толка должна предшествовать малая философия анализа. Концепция философии как критики знаний обращена к эпистемологии и логике. С этой стороны критика знания - это семантический анализ утверждений науки и их обоснование. В результате так культивируемой философии, считает Котарбинский, оказывается возможным сформулировать условия правильного мышления и тем самым отличить научную философию от философских спекуляций. Таким образом, критика знаний позволяет отобрать проблемы, имеющие научное решение и отбросить псевдонаучные проблемы.[25] Котарбинский не предлагал никакого общего метода, позволяющего обнаружить нечетко сформулированную и потому запутанную проблему. В культивируемом им подходе можно обнаружить влияние реизма. Так он полагал, что путаницу в данной формулировке можно обнаружить непосредственно, используя интуицию в семиотическом анализе.[26] Аналитический метод Котарбинский использовал во всех областях философских знаний, не исключая нормативной этики. Работу философа он характеризовал следующим образом: «Философ как таковой не считает, и не экспериментирует. Он культивирует мышление, усовершенствует [формулировку] проблемы и понятия, утверждения и системы утверждений, совершая все это в основном внутренним усилием, направленным к пониманию истинной интенции мысли, ищущей на ощупь, к более рациональному формулированию проблем, к приведению понятий, как правило невыразительных, к полной ясности к получению очевидных утверждений и основательности систем [ ... ] . Он ведет борьбу с неясностью, с нечеткостью, с неопределенностью мышления, вооружается против всяческой нетрезвости в мышлении, часто являющейся результатом уступок укоренившемуся предрассудку или соблазнительной для сердца иллюзии, или же наконец c пристрастием, которое вырастает из личного или общественного положения самого мыслителя.» ([1957а], S.16) Но если философ «не считает, и не экспериментирует», то что в таком случае служит гарантией «пр Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
| ||
|