Библиотека >> Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)
Скачать 312.37 Кбайт Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)
([1910], S.51-52)
Прочие возражения Лукасевича могут быть сведены к следующим положениям: а) принцип противоречия как закон логики не является ни достаточным, ни необходимым, ибо можно рассуждать дедуктивно или индуктивно и делать это непротиворечиво; б) принцип противоречия не удается вывести из дефиниции истины или лжи, как не удается его вывести ни из принципа тождества, ни из принципа двойного отрицания; в) можно привести формальное доказательство принципа противоречия, используя определение предмета как чего-то, что не обладает противоречивыми свойствами, однако это доказательство будет формальным, а не предметным. Так как для доказательства принципа противоречия нужно предварительно показать, что ни один предмет не является противоречивым, в чем Лукасевич весьма сомневается, то свою монографию он заканчивает словами: "Поскольку принцип противоречия предметно не удается доказать, несмотря на то, что такое доказательство необходимо, то он не имеет логической ценности. Зато он имеет важную практическо-этическую ценность, будучи единственной защитой против ошибок и лжи.- Поэтому мы должны его принять" ([1910],S.152) Таким образом оказывается, что для Лукасевича логическое основание не является единственным и даже важнейшим мотивом в решении принятия тех или иных суждений: свойство истинности суждения переводится в этическую плоскость, как потом окажется, единственно с целью освободиться от формальных ограничений, а тем самым и от самого принципа противоречия. В данном случае этические мотивы сыграли роль метатеории.[25] И наконец следует ответить на вопрос: какую роль сыграла монография "О принципе противоречия у Аристотеля" в процессе формирования идеи многозначной логики? На первый взгляд влияние этой работы может показаться минимальным, поскольку о ней Лукасевич почти не вспоминает в своем дальнейшем творчестве[26]. Одно из таких упоминаний можно обнаружить в статье "О творчестве в науке", где в примечании Лукасевич высказывает неуверенность в применении этого принципа к реальным предметам. Более существенное упоминание содержится в прощальной речи от 7 марта 1918 г. В ней Лукасевич впервые публично без подробностей заявил о сконструированной им системе трехзначной логики, а при случае вспомнил, что уже в "Принципе противоречия" старался показать, что этот принцип не очевиден, и что в это время (т.е. около 1910 г.) он пробовал сформулировать неаристотелевскую логику, но попытки эти не увенчались успехом. Упоминания об этой книжке нет даже в исследовании, посвященном силлогистике Аристотеля, хотя может показаться, что обе эти работы служат как бы началом и окончанием его творчества в области истории философии и логики. Можно предположить, что Лукасевич занял позицию, подобную той, что и Лесьневский в своем отступничестве, руководствуясь аналогичными мотивами, а именно, он считал, что работа "О принципе противоречия у Аристотеля" является метафизической, чрезмерно отягощающей логику онтологией. Ведь в "логическом" периоде Лукасевич разделял совершенно иные взгляды на отношение логики и онтологии. Когда он сформулировал систему многозначной логики, то считал, что опыт может и должен решить, какая логика является формальной моделью мира. Еще позже, в период II мировой войны, Лукасевич склонялся ко взгляду, что выбор логики является делом конвенции. Таким образом, очевидного повода возвращаться к своей первой книжке у Лукасевича не было. Тем более позже оказалось, что с точки зрения многозначной логики исторически более интересными были взгляды Аристотеля на принцип исключенного третьего, нежели на принцип противоречия. И все же следует признать, что ревизионистские интенции Лукасевича мало зависели от объекта исследования и были направлены на метод рассуждения. Логические законы были единственно поводом для обнаружения границ уверенности логических рассуждений. Лукасевич пишет: "Должен наступить момент, когда логики начнут рассматривать взаимные отношения этих принципов (т.е. принципов логики, в т.ч. принципа противоречия.- Б.Д.). [...] Лишь тогда окажется, какое место среди логических законов занимает принцип противоречия, в чем состоит его правильность и ценность, как далеко простирается действенность его применения; тогда окажется, действительно ли этот принцип важнейший из всех и является ли он краеугольным камнем всей нашей логики, или же его можно преобразовать, а даже опустить и создать систему неаристотелевской логики так, как возникла посредством преобразования аксиомы о параллельных система неэвклидовой геометрии"(S.7-8) Сопоставляя тексты прощальной речи 1918 г. и приведенную цитату из "Принципа противоречия" можно однозначно констатировать, что в период 1910-1918 гг. Лукасевич пробовал сконструировать неаристотелевскую логику и свое решение связывал с ревизией принципа противоречия. И хотя в "Принципе противоречия" XVI глава носит название "Неаристотелевская логика", она не содержит ничего, кроме методологических рассуждений о значимости этого принципа. Таким образом, удостоверившись в логической недоказуемости принципа противоречия и в значимости его этической и практической аргументации Лукасевич как бы возвращается к упомянутому выше отчету "О принципе исключенного среднего", а в сущности возвращается к метафизическим основаниям процесса рассуждения - к вопросу о необходимости логических законов. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
| ||
|