Библиотека >> Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)
Скачать 312.37 Кбайт Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)
Поэтому для каждого распределения значений аргументов, например, 0 и 1 , встает вопрос об отличении значений функций, которые для данного распределения, несмотря на тезис об экстенсиональности, могут отличаться именами и являются функциями-константами. Поэтому построение Прототетики при помощи правил подстановки, отделения и использования кванторов все же главным образом зависит от правил, регулирующих использование определений, которыми и вводятся в систему новые имена. С другой стороны, следует помнить о крайнем номинализме Лесьневского, продиктованном отчасти той же экстенсиональностью, которую в случае Прототетики следует обосновать логически, т.е. определение, которым вводится новый термин, должно одновременно быть и утверждением системы. А поскольку развитие Прототетики происходит в том же направлении, что и в Мереологии и в Онтологии, т.е. в буквальном смысле "слева направо", то правило записи определения, имеющего форму эквивалентности, предписывает дефиниендуму находится всегда в левой части этой эквивалентности. Поэтому помимо обычного правила отделения, сформулированного для эквивалентности и гласящего, что "добавление к системе предложения S допустимо тогда, когда уже эквивалентность A, правая часть которой эквиморфна S, и некоторое предложение, эквиморфное с левой частью эквивалентности A, принадлежат к системе". ( [1929, S.15) Лесьневский приводит также "ненатуральную разновидность "правила отделения", позволяющую утверждать, что предложение S присоединимо к системе, когда уже эквивалентность A, левая часть которой эквиморфна S, и некоторое предложение, с правой частью эквиморфной эквивалентности A, принадлежат к системе". ( S.58)
В развитии Прототетики, насчитывающей пять этапов, соответствующих пяти системам с различными аксиоматиками, принимали участие наряду с Лесьневским также Вайсберг и Собоцинский. В конечном счете Прототетика была сведена к одной аксиоме, кратчайшую из которых, принадлежащую Собоцинскому, мы и приводим[22]: [pq]:: p є q. є\ [f] \f(pf(p[u].u)). є :[r]:f(qr). є .q є p. При использовании выше упомянутых правил из этой аксиомы следуют все законы двузначного исчисления высказываний, принцип экстенсиональности и принцип двузначности. Прототетика является непротиворечивой теорией. Вопрос о полноте Прототетики окончательно нерешен, но Слупецкий [1953] доказал, что полна т.н. элементарная Прототетика, т.е. система, в которой кванторы связывают пропозициональные переменные и функторные переменные первого рода, т.е. переменные для функторов от пропозициональных переменных; полнота в этом случае понимается следующим образом: для каждой формулы p, не содержащей свободных переменных, p является теоремой элементарной Прототетики или формула p, присоединенная к элементарной Прототетике, приводит к противоречию. В заключение очерка Прототетики заметим, что она вообще говоря не является исчислением, ибо интерпретирована хотя бы номиналистически в том смысле, что ее предметами могут быть и являются прежде всего имена как инскрипции; истинностные значения не только в Прототетике, но и во всей системе "оснований математики" не выделяются в особый вид ни имен, ни предметов и часто просто подразумеваются, когда речь идет о теоремах Прототетики. С учетом выше перечисленных свойств этой теории можно согласиться с мнением, бытующим в польской литературе о Лесьневском, что "Прототетика в определенном смысле является абсолютным исчислением предложений и невозможно представить себе более сильной системы исчисления предложений. Очевидно, Прототетика является системой более сильной, нежели исчисление предложений с переменными функторами, которое может быть отождествлено с элементарной Прототетикой. Кажется, что в так понимаемой абсолютности содержится интересная философская проблема. В связи с тем, что в Прототетике удается доказать принцип двузначности, то эта система может считаться наиболее адекватной репрезентацией классической логики предложений."[23] К сказанному остается добавить, что под предложением следует понимать номинальное суждение. Поскольку для Лесьневского развитие "системы оснований математики" происходит главным образом посредством определений, то они собственно и составили ядро его "теории дедукции", которую он решительно отделял от системы своих теорий - Прототетики, Онтологии и Мереологии. Несмотря на то, что определения в Прототетике включаются в состав ее предложений и носят творческий характер "проблема дефиниций" Лесьневским была выделена отдельной частью в процессе построения системы и составляет ядро "языка комментариев". Вопросу определений была посвящена отдельная работа "О дефинициях в так называемой теории дедукции". ТЕОРИЯ ДЕДУКЦИИ. Эта работа является "резюме курса лекций, названного "Об основах так называемой теории "дедукции", прочитанного в Варшавском университете" в 1930/31 академическом году. Главную цель этой работы Лесьневский видит в "формулировании правил, которые позволят из сопоставления аксиом и теорем как дефиниций, обозначенных некоторым специальным образом, присоединить их к системе "теории дедукции" и возможно прецизиозным способом кодифицировать условия, которые для таких дефиниций достаточны. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
| ||
|