Библиотека >> Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)
Скачать 312.37 Кбайт Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)
Таким образом, если стать на ту точку зрения, что в идиогенической теории суждений предмет преимущественно был явлен в описании, то можно уточнить, высказанное выше предположение. А именно, условием создания дескрипции является возможная или предполагаемая истинность предиката подчиненного выражения, т.е. попросту его осмысленность. Ведь невозможно построить дескрипцию с противоречивым предикатом, ибо нет предмета с такими свойствами. (Именно в силу этого обстоятельства Мейнонг пользовался истинными отрицательными суждениями.) Короче говоря, построение дескрипции предполагает истинность предиката, а эта последняя - возможное существование какого-то предмета, или, как считает Мейнонг, предполагаемого. Этот предмет и является предметом общего представления (объективом), данным посредством содержания. От этого имманентного предмета (объектив имманентен суждению) еще предстоит перейти путем переименования (или описания) к предмету действительному, который и мог бы стать субъектом суждения, но часто он так и оставался предметом описания, а не суждения. Таким образом, в каждом психическом акте представления, предположения или суждения даны два предмета: имманентный, или представляемый посредством содержания, или предполагаемый, т.е. высказанный посредством объектива, или утверждаемый в суждении и неимманентный предмет, который может и не существовать. Условием построения дескрипции, реализующей интенциональное отношение и переводящей это отношение в отношение референции (возможно неточной и неудачной) является предполагаемая истинность предиката, а потому и предполагаемое существование предмета. Опять же в противовес сказанному о дескрипции можно утверждать, что условием истинности суждения является существование его субъекта. В смысле экспликации аспектов истинности и существования дескрипция и суждение противоположны и взаимосвязаны: то, что в первом является условием успешной реализации, т.е. что истинность предиката есть условие существования предмета описания, во втором - наоборот. Но как в дескрипции, так и в суждении присутствуют два предмета. Как же в таком случае согласовать утверждение идиогенистов о единственном предмете суждения, не требующим двух понятий или представлений? Частично ответ на этот вопрос был получен, когда мы указали на действие переименования предметов.[14] То, что суждение не называет «предметы единичных представлений», т.е. индивиды - с этим положением Твардовский не полемизировал; в суждении такие предметы судятся и их имена выражаются понятием логического субъекта. Целью его основной работы «К учению о содержании и предмете представлений» было доказательство существования «только одного предмета, соответствующего общим представлениям». Именно в отношении к нему говорилось о суждении как категорематическом знаке, говорилось, что такой предмет дан в суждении. Следует, правда, заметить, что «дан» еще не значит «именован». Выражалась ли эта данность в связке суждения? Экзистенциальная трактовка и брентановская тетическая форма суждения (к последней, как мы помним, Твардовский относился скептически) отвергали онтическое понимание связки, придавая ей формообразующий характер.[15] Чтобы уяснить особенности семиотических взглядов Твардовского их следует сравнить с парадигмой логики, получившей признание и развитие. Поэтому для сравнения обратимся к различиям в решении вопроса о природе суждения у Твардовского и Фреге. И у первого, и у второго предметом суждения (в смысле предмета общих представлений) является значение (Bedeutung), но у Фреге значение определяется смыслом, т.е. функциональным способом организации материи суждения, тогда как у Твардовского - «общими чертами» содержания, которое наличествует у воспринимающих суждение индивидов; анализ Твардовского направлен на разьятие содержания, в котором «дан» имманентный предмет посредством, прежде всего своих формальных, и лишь затем материальных частей, тогда как анализ Фреге направлен на способ выражения смысла, т.е. на части материи суждения. Поэтому предмет изучения Твардовского является объектом формальной онтологии, а Фреге - формальной логики. С этой позиции, находящейся на территории онтологии, Твардовский продолжил реформы традиционной логики, атакуя логическую форму суждения. К.Твардовский, соглашаясь с идиогенической теорией суждений в целом, все же не принимал тетическую форму суждения . В одном из писем к Мейнонгy в начале столетия Твардовский сообщал о своем намерении написать книгу о суждении. Такая книга никогда не была написана. В библиотеке Львовского университета была обнаружена неоконченная рукопись с названием «Теория суждений» (Twardowski [1996]). Текст рукописи представляет собой две попытки изложить учение о суждении и обе они оказываются незавершенными. Здесь не место анализировать во всей полноте содержание рукописи, во многом повторяющей предыдущие работы Твардовского. Внимание в ней привлекают намерения и даже предрешение проблемы формы суждения. Среди прочего Твардовский пишет: «Таким образом, вопрос, в каждом ли суждении находится подлежащее, связка и сказуемое, или же существуют также так называемые бессубъектные предложения, потому и не входит в область настоящей работы, поскольку, как окажется в процессе рассмотрения, подлежащее, связка и сказуемое являются частями некоторой части суждения, а не суждения, взятого как целое» ([1996],c. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
| ||
|