Библиотека >> Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)

Скачать 312.37 Кбайт
Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)



И все же логическая система в статье [1920b] все еще весьма несовершенна. Прежде всего Лукасевич не различает теорию и метатеорию, поскольку функтор импликации воспроизводится им при помощи оборотов "если, то" и "следует", а этот последний принадлежит метаязыку; подобное же происходит и с символами утверждения и отбрасывания. Состав и формулирование правил вывода усложнены и это является следствием присутствия в посылках кванторов, которые Лукасевич ввел руководствуясь идеями Лесьневского, но они не играют в системе из [1920b] такой роли, как в Прототетике и приводят к излишним сложностям. В итоге эта система представляет собой смесь различных идей и намерений, некоторые из которых позже были развиты, а другие - отброшены.

Начиная с 1920 г. преподавание логики на естественно-математическом отделении Варшавского университета расширилось: были введены спецкурсы, семинары и прочие формы обучения. Заинтересованность студентов-математиков логикой постепенно возрастает и многие выбирают ее своей специализацией. В конце 20-х годов заканчивают учебу и приступают к научной работе в области логики Тарский, Вайсберг, Линденбаум, Ясковский, Пресбургер и Собоцинский (последний был философом по образованию), а в тридцатые годы к ним присоединяются Мостовский, Слупецкий и Леевский. Семинары Лесьневского и Лукасевича представляют собой научные коллективы, интенсивно работающие над проблемами логики. Все заметнее становится ведущая роль Тарского, который написав докторскую диссертацию под руководством Лесьневского затем перешел к сотрудничеству с Лукасевичем.[6] Влияние обоих корифеев школы, исповедывавших различные парадигмы философии языка (философии имени - Лесьневским и философии предложения - Лукасевичем), сказалось со всей силой в эпохальном творении Тарского - формулировании критерия истинности.

Несомненно решающим фактором развития логики в Варшаве было нахождение Лесьневского и Лукасевича в среде математиков, которые, о чем уже упоминалось, приязненно встретили львовских отступников философии. В среде варшавских математиков сложился особенно благоприятный климат для развития логики и в этой среде Лукасевич и Лесьневский считались нормальными партнерами научной деятельности. Они не считали себя математиками, не хотели и уже не могли быть философами и в этой ситуации были обречены стать логиками. Логика трактовалась ими как наука, тесно связанная с математикой, но и автономная.[7]

Постулируя автономность логики, вызванную эмансипацией не только от математики, но в первую очередь от философии, Лукасевич и Лесьневский, невзирая на отступнические заверения, все же сохранили связь с философией в том смысле, что старались понять смысл утверждений логики и их интуитивную мотивацию; разрыв с философией касался единственно способа философских спекуляций.[8]

Другое объяснение феномена школы, дополняющее вышеприведенные соображения, хотя и носит психологический характер, все же, как кажется, имеет место. Психологические мотивы бывших львовских философов и варшавских математиков совпадали, что и создало тот климат, о котором сказано выше. А именно, возрождение независимой Польши в патриотически настроенных умах и душах вызвало порыв самоутверждения, подкрепляемый признанием "со стороны". С этой целью варшавскими математиками были сознательно выбраны те области этой дисциплины, в которых, если не завоевать признание было легче, то, по крайней мере, обратить на себя внимание; с этой целью были выбраны топология и теория множеств. Львовские математики во главе с Х.Штейнгаузом и Ст.Банахом таких забот не знали и до тесного сотрудничества между ними и философами дело не дошло, хотя попытка повторить варшавский эффект во Львове и была сделана в 1930 г., когда открылась кафедра математической логики, занятая Л.Хвистеком, а не Тарским, также претендовавшим на нее. Работая в новых областях математики варшавские ученые нуждались в поддержке, а таковую (не только психологически) предоставляла логика, контролируя каждый шаг на неизведанном пути. С другой стороны, для логиков, оставивших философские спекуляции, связанные не в последнюю очередь с вопросами существования, математика предоставила структуры, существование объектов в которых было самодостаточным. Коротко говоря, варшавские математики и логики нуждались друг в друге и сумели превратить психологические предпосылки в ту область человеческого знания, которая получила позже название метаматематики.

Продолжая науковедческие рефлексии о развитии варшавской логической школе трудно выделить Лукасевича как одинокого лидера, но в теории дедукции он был несомненно зачинателем и главным действующим лицом. Акцент на дедукции как главном методе научной деятельности, а также автономность логики, или лучше сказать, ее независимость от математики и философии привели к тому, что лозунг "логика для логики" стал общепринятым в школе. Этот лозунг выражает также и существенные свойства теории дедукции, например, замкнутость ее процессов относительно результатов, т.е. формул. В школе ставились многочисленные рекорды, например, предлагалось отыскать различные кратчайшие аксиоматики исчисления высказываний.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180