Библиотека >> Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)

Скачать 312.37 Кбайт
Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)

Несомненной остается роль логики как универсального образца методологии для философии, а поэтому логика имеет громадное значение для последней. Столь же стабильным было отношением Лукасевича и к философии как совокупности воззрений на жизнь и мир, которые не соответствуют требованиям научной строгости, а поэтому, по крайней мере, в ближайшем будущем должны быть выведены за пределы науки.

Итак, для Лукасевича исходной позицией вступления во владения логики была метафизика. Оправдание метафизики он видел в необходимости отношений действительности, коррелятом которых считал отношения суждений. Необходимость этих последних обосновывается теорией дедукции. Именно в ней Лукасевич видел научный метод, который стал для него и объектом, причем метафизическим. Онтологический статус такого объекта так никогда и не был объяснен Лукасевичем, а его занятия модальной логикой, как кажется, являются неявным стремлением интерпретировать эти метафизические объекты.


§ 2. Влияние Я. Лукасевича на развитие математической логики во Львовско-Варшавской школе.



Несмотря на то, что систематическое изложение логики в Польше впервые состоялось в лекциях К.Твардовского, повторявшихся периодически каждые 4 года, оно происходило в философском обрамлении и роль математики специально не оговаривалась. Восприятию алгебры логики Буля или Шредера мешала интенциональная составляющая теории суждений Твардовского, погружающая все изложение в философский контекст, а точнее - онтологический; в такой манере преподавания логики объектом изучения оставался имманентный предмет в экстралингвистической сфере, а не сам метод рассуждения, являющийся объектом теории дедукции.

Первым учеником Твардовского, заинтересовавшимся логикой профессионально, был Лукасевич. С 1907 г. он начал читать во Львове лекции по логике. Важным событием в развитии логики в Польше оказалась монография Лукасевича о принципе противоречия у Аристотеля (1910). Польский исследователь Львовско-варшавской школы Я.Воленский [1985] выделяет троякую роль этой книжки. Во-первых, она содержала глубокий анализ оригинальных текстов Аристотеля, что было как бы предзнаменованием дальнейших революционных работ Лукасевича по истории логики; во-вторых, в ней приводились аргументы, указующие на необходимость доказательства принципа противоречия и это был определенный шаг в направлении многозначных логик; в-третьих, книжка Лукасевича была снабжена дополнением, содержащим изложение алгебры логики, а тем самым монография явилась в сущности первым учебником математической логики в Польше. О своих впечатлениях от прочтения этой книжки Лесьневский вспоминал: " В 1911 г. мне попала в руки книжка г.Лукасевича о принципе противоречия у Аристотеля. Из этой книжки, которая в свое время оказала значительное влияние на интеллектуальное развитие ряда польских "философов" и "философствующих" ученых моего поколения, а лично для меня оказалась откровением с разных точек зрения, я впервые узнал о существовании на свете "символической логики" г.Бертрана Рассела и его "антиномии", относящейся к "классу классов, не являющихся собственными элементами". ([1927], S.169) Появление книги послужило росту заинтересованности молодых польских философов математической логикой. Число логиков в окружении Твардовского и Лукасевича начало быстро увеличиваться и в нем оказались Айдукевич, Чежовский, Котарбинский, Качоровский, Лесьневский, Смолька и Завирский. На страницах "Пшегленда филозофичного" и "Руха филозофичного" упомянутые философы выступили с многочисленными работами и открыли дискуссии по вопросам, носящим логическую направленность. Айдукевич [1913] и Лукасевич [1913] писали об отношении следования, Лукасевич [1913a] - об основах исчисления правдоподобия, Завирский - о модальных предложениях, Смолька [1913], Чежовский [1913],[1918] и Лесьневский [1914],[1916] - о логических парадоксах. Отзвуки монографии Лукасевича [1910] можно найти в дискуссиях Котарбинского [1913a] и Лесьневского[1911],[1912],[1913],[1913a] по вопросам существования, будущих событий, истинности, принципа исключенного третьего и принципа противоречия. Заметное влияние на развитие логики и методологии в Польше имели работы Лукасевича об индукции [1903],[1906a],[1909], а особенно его статья "О творчестве в науке"[1912], содержащая популярную в Польше классификацию рассуждений, которая в несколько усовершенствованном виде с названием "О науке" была помещена в самоучителе [1915] и неоднократно переиздавалась.[3] Всем этим начинаниям "очистила" дорогу статья "Логика и психология" [1907], ясная и отчетливая критика психологизма которой была положительно воспринята в школе. Эта критика в значительной мере способствовала развитию математической логики в Польше, поскольку психологизм, популярный на рубеже XIX и XX веков, представлял собой барьер развитию математической логики.

Новый импульс распространению математической логики придал переезд Лукасевича в Варшаву, где он занял кафедру на естественно-математическом отделении университета; позже к нему присоединился Лесьневский, возглавивший кафедру философии математики.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180